Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


1989/6

 

Из истории медицины

 

 

 «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство...»— так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая была создана еще до Гиппократа и сегодня носит его имя.

Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея — боги древнегреческой религии, истоки которой таятся в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Вобрав в себя их легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, древнегреческая религия достигла своего расцвета к II тысячелетию до нашей эры. Самое обширное и самое раннее собрание греческих мифов— эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру, впервые записаны в VI веке до н. э.

По мнению К. Маркса, в древней Греции «детство человеческого общества.:, развивалось I всего прекраснее». Греки были «нормальными детьми», их боги | наделены всеми человеческими качествами и страстями. Почитание богов в древней Элладе выражалось не самобичеванием и самоотречением; театральные представления, гимнастические празднества и Олимпийские игры считались религиозными церемониями и первоначально были предназначены для прославления богов.

Культ Асклепия, как бога-целителя, сложился в Элладе к VII веку до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII век до н. э.) царь Фессалии и глава семейной врачебной школы Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях-военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде».

Согласно греческой мифологий, Асклепий был сыном Аполлона— бога мудрости, поэзии, музыки и красоты, который почитался также как врач богов и бог врачей. Искусству врачевания юный Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона— ему Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида. По преданию, бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Мероп-са, правителя острова Кос (в Эгейском море), который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний в древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия): к нему причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе около 460 года до н. э.

Детьми Асклепия считались Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший искусным хирургом, и Подалирии, прославившийся лечением внутренних болезней.

Среди богов олимпийского пантеона (согласно преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение  к врачеванию,  сохране-

в руке и кормила из чаши. Впоследствии посох, обвитый змеей, и чаша со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами.

Змеи входили также в символику бога Гермеса, олицетворявшего прибыль, обмен и торговлю. К тому же в дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых. В его руке всегда был кадуцей — жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи. Впоследствии кадуцей стал в одних странах эмблемой торговли, а в других — эмблемой медицины.

В древней Греции, где здоровый образ жизни высоко ценился, культ Асклепия был очень популярен. Как уже отмечалось, он сложился в VII веке до н. э. Несколько позже (в VI—IV веках до н. э.) в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты первые святилища в его честь — асклепейоны. В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.

Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральное сооружение — храм Асклепия (IV век до н. э.) был украшен многочисленными колоннами, и статуями. Внутри храма находилась громадная скульптура Асклепия из золота и слоновой кости (до наших дней не сохранившаяся). Ее автор Фрасимед Паросский изобразил бога врачевания сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа от него. На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, ' Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в IV веке до н. э. Поликлетом Младшим. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с целебным источником.

Минеральный источник, обладающий   лечебным   действием, так же как и исцеляющая кипарисовая роща, были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому он считался священным.

На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. При раскопках в Эпидавре найдены в большом количестве изображения исцеленных частей тела. Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги врачевателя. Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца золотые глаза и уши.

По описанию французского историка Шарля Диля, религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре. так и в других асклепейонах все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший мылся в водах «священного» источника, после чего приносил жертву богам. Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приемы народной медицины, водолечение, массаж, гимнастические упражнения и театральные представления, а также методы психологического воздействия, в том числе толкование снов, к чему в просвещенных кругах древней Греции относились весьма критически, даже насмешливо. В комедии Аристофана «Плутос», поставленной в Афинах в 408 году до н. э., в одной из сцен рассказывается, как больной разочаровался в святости «священных» снов. Тем не менее толкование снов долгое время было весьма популярно. Так, в Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского (323 год до н. э.) его диадохи (военачальники) в течение многих ночей спали у алтаря греко-египетского бога Сераписа, надеясь, что он спасет их умирающего монарха.

 В наиболее трудных случаях заболеваний в асклепейоны в качестве помощников приглашались светские врачеватели: в древней Греции не было резкого разделения между светской медициной и врачеванием в храмах. Об этом свидетельствуют и памятники светским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов.

 

Т.С.СОРОКИНА, доктор медицинских наук

 

 

 <<< Содержание номера    Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика