Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Резервы здоровья наших детей


Никитин Б.П., Никитина Л.А.

 

Часть 1. МЫ И НАШИ ДЕТИ

 

Внимание: опасность!

 

Малыш растет. Вот он уже садится, сам встает, ползает, делает первый шаг.

Обычно его в это время держат - для безопасности! - в кроватке, в манеже, в

защищенном уголке комнаты. А мы, верные своему принципу предоставлять детям

как можно большую свободу и поле деятельности, пускаем своих ползунков

путешествовать по всему дому, позволяем пощупать мир своими руками. Но

сколько опасностей подстерегает маленького человека на его пути! Чуть

недосмотрел - и стукнулся лбом об удивительно неприятный угол ножки стола или

стула, едва потянул к себе маленькую скамеечку, а она упала прямо на пальчики

другой руки. Вещи бесчувственны и совершенно беспощадны - не прощают ни одной

ошибки, ни одного промаха - называют, и иногда так больно. Как быть? Ходить

за "путешественником" целый день по пятам? Убрать все опасные предметы?

Загородить каждый острый угол подушкой? Нет, мы сделали по-другому. Мы стали

знакомить малыша с опасностью, чтобы он сам становился осторожным.

 

Мы уже рассказали о том, как малыш постигал "коварство" разной мебели. Так мы

делали и с остальными вещами. Оставляли, например, в доступных для малыша

местах разные предметы и игрушки, чтобы он мог брать их, пробовать на вкус,

на зуб, на стук - словом, исследовать всеми ему доступными средствами. Среди

разных безопасных предметов "попадались" (опять-таки с нашей помощью) и вещи

с "сюрпризами".

 

Вот высоко на столе стоит кружка, которая оставлена здесь как бы невзначай.

Она уже знакома десятимесячной дочке, бывала у нее в руках с молоком или

чаем. Малышка без опасения тянет кружку к себе - и какая неприятность: из

кружки выплеснулась вода прямо на трусики - сплошное огорчение! Но и польза:

после двух-трех таких сюрпризов она не тянет уже со стола не только кружку,

но и другие предметы.

 

Так, обязательно в нашем присутствии, мы давали возможность познакомиться

малышам с иголками, булавками, ножницами... Допустим, мама шьет, а малыш

сидит на высоком стульчике рядом с нею, перебирает разные лоскутки, катушки,

пуговицы, среди которых на первых порах мелких нет, но вот иголка (не без

маминой помощи) может и попасться. А иногда мама даже специально кладет

блестящую булавку на видное место. Малыш, конечно, тянется к ней, вот-вот

возьмет.

 

- А! А! - говорит мама (это сигнал, предупреждающий об опасности). - Острая,

больно будет!

 

Булавку он все-таки взял, хотя и с некоторым опасением. А мама берет его

руку, повторяя:

 

- Больно! Острая! - И тихонько укалывает кончиком булавки его пальчик. - А!

А!

 

Малыш морщится, ему немножко и в самом деле больно, он опасливо отдергивает

руку. А через два-три таких "урока" сам показывает на кончик иголки или

булавки и говорит озабоченно: "А! А!"

 

А как привлекателен для малышей огонь! Они готовы схватить руками пламя

спички, раскаленный уголек - ведь это так красиво! А сверкающий никелем

чайник, утюг - ну как к ним не потянуться.

 

Спрятать? Тогда они станут еще более притягательными: запретный плод сладок.

И мы разрешаем схватить, прикоснуться - так, чтобы это было неопасно, но

чувствительно. И всегда предупреждаем: "А! Больно будет, горячо!" Но и после

этого ничего не прячем: попробуй сам, так ли это. Зато спустя некоторое время

достаточно сказать: "А! Больно будет!", и малыш уже верит на слово, может

даже заплакать от огорчения. А самое главное, он сам становится все

осторожнее и внимательнее. А это куда более надежная защита от всяческих

опасностей, чем самая тщательная опека взрослых.

 

Недаром, видно, говорят индусы: "Умные родители иногда позволяют детям

обжигать пальцы".

 

Следующая глава >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика