Журнал «Твоё здоровье»Издательство Знание 3/95 |
Елена ШУХОВА
Шухова Елена Владимировна — заслуженный врач, доктор медицинских наук, в 1972 году создала детскую неврологическую клинику Бальнеологического института Кавказских Минеральных Вод, научным руководителем которой являлась до настоящего времени. Научный консультант клиники, профессор, автор свыше 200 исследований в области детской неврологии.
Как быть с черепно-мозговой травмой
Травма... Кто из взрослых думает о ней, спеша к автобусу или трамваю через дорогу, чтобы успеть сесть в него? Кто помнит о ней, удобно устроившись в машине во время быстрой езды, любуясь открывающимися за окном пейзажами? А дети с их импульсивностью, увлеченностью до самозабвения игрой, желанием «сунуть нос» на стройку или забраться повыше на дерево, забить гол или не пропустить мяч, бросаясь за ним на проезжую часть дороги? А качели?.. Да мало ли ситуаций угрожают на каждом шагу нашим детям!.. Увы! Травма всегда неожиданность... Мы, родители, часто сокрушаемся из-за того, что ребенок стал бледненьким, что он плохо ест, и бережем его от насморка. Но то, что мы часто оставляем его без присмотра, подаем дурные примеры, игнорируя правила поведения на улице, дороге, в транспорте, как-то остается за пределами нашего внимания. А напрасно. Оказывается, травматизм и, в частности, травмы головного мозга, занимают одно из первых мест среди причин инвалидности и смертности как взрослых, так и детей. К сожалению, улучшения условий, способствующих уменьшению травматизма, по долгосрочным прогнозам, не предвидится. Как показывает статистика, большинство пострадавших в результате травм составляют дети. По данным Л.О.Бадаляна (1989 г.), 85— 86% из них — дети дошкольного и младшего школьного возраста. Природа хорошо позаботилась, поместив самый тонкий, самый совершенный отдел нервной системы — головной мозг, — в твердую черепную коробку, снабдив его тремя оболочками, отделяющими вещество мозга от костей черепа, между которыми циркулирует спинно-мозговая жидкость (ликвор), играющая роль буфера и смягчающая воздействия ушибов на мозг. Однако не всегда этого оказывается достаточно. Многое зависит от силы и характера травмирующего воздействия. В большинстве случаев (83,5%) травма бывает закрытой: кости черепа сохраняют свою целость, страдает только мозг — сотрясение, ушиб (контузия), реже — сдавливание. В более тяжелых случаях повреждаются и кости черепа. Такие травмы называются открытыми. Известно, что механическое воздействие способствует не только местным изменениям тканей мозга в месте удара и на стороне противоудара, но и вызывает ряд серьезных функциональных изменений в ликворо- и кровообращении. Они определяются воздействием самой травмы или ликвор-ного толчка на высшие вазомоторные механизмы. Вазоспастические явления, наблюдаемые в первый момент, сменяются затем вазопаралитическими. Замедляется кровоток, развивается отек мозга, наступает кислородное голодание, возможны мелкие кровоизлияния. Понятна особая ранимость мозговой ткани и легкость возникновения фун-кциональных дефектов в связи с черепно-мозговой травмой у детей. В растущем организме повышена чувствительность головного мозга к кислородному голоданию, повышена проницаемость его сосудов и, следовательно, велика возможность нарушений обмена, склонность к отеку и др. Особенно раним гапоталамогипофизарный отдел мозга, чем объясняются выраженные вегетативно-сосудистые нарушения в остром периоде травмы. |
©2009 Saxum.ru – электронная библиотека медицинской литературы |