Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 3/95

Черепно-мозговая травма

 

Елена ШУХОВА

 

Что надо знать о симптомах и помощи

 

Самым постоянным признаком закрытой травмы черепа является ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ. При легкой травме она кратковременна, иногда даже незаметна для окружающих, а при средней степени тяжести сознание выключается на несколько минут. При тяжелой травме утрата сознания может длиться несколько суток, а иногда и недель.

Вторым, весьма типичным признаком сотрясения, или ушиба мозга, является РВОТА. Она может появиться сразу после травмы или через некоторое время после нее. Рвота может быть однократной или частой. Иногда рвоты нет, но больной жалуется на тошноту.

И, наконец, третьим характерным признаком является ВЫПАДЕНИЕ ПАМЯТИ на события, предшествующие травме и в момент самой травмы.

Следует отметить, что о легком сотрясении мозга можно говорить уже при наличии только одного из этих признаков.

Подавляющее большинство больных, пострадавших от травмы, жалуются на головные боли. Они могут быть сильными, слабыми, ограничиваться какой-то определенной областью или сопровождаться тошнотой или рвотой. Часто больных беспокоят головокружения, общая слабость, недомогание, шум в ушах.

К менее ярким симптомам травмы относится бледность кожных покровов, которая может смениться покраснением кожи, вялостью, снижением мышечного тонуса: замедлением пульса, нарушением ритма дыхания. (Совсем не плохо,  если бы об этом знали родители — посчитать пульс и число дыхательных движений, проследить за их изменением несложно).

Становится понятным, что, являясь чрезвычайным раздражителем (стрессом), черепно-мозговая травма нарушает циркуляцию спинно-мозговой жидкости, вызывает нарушения мозгового кровообращения (артериального и венозного) и тем самым понижает снабжение клеток кислородом. Развиваются отек мозга и ряд других тяжелых последствий, которыми и объясняется общее состояние ребенка.

В отсутствие медицинских работников родители или педагоги, воспитатели или другие лица, оказавшиеся рядом с пострадавшим, должны помнить, что в первые часы после травмы основным принципом мероприятий является обеспечение пострадавшего полным покоем.

При перекладывании ребенка надо стараться, чтобы основная линия «голова — шея» сохранялась ровной, и поднимать его надо так, чтобы голова не запрокидывалась назад (это может нарушить кровоснабжение головного мозга). Уложить ребенка следует на мягкую невысокую подушку, в плоскую, непрогибающуюуся постель. Ребенка укладывают на бок, с целью предупреждения западания языка или попадания рвотных масс или слизи в дыхательную систему. Необходимо периодически протирать рот, освобождая его от слюны, слизи, рвотных масс.

Дальнейшие мероприятия — назначение необходимых медикаментов и пр. — обеспечивают врачи.

Строгий постельный режим, независимо от тяжести травмы, ребенок должен соблюдать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Срок его индивидуализируется в зависимости от тяжести сотрясения (от 7—10 дней — при легкой травме, до полутора и более месяцев — при тяжелой). Длительность пребывания в по- \ стели также определяется врачом. Постельный режим предусматривает покой физический и психический. Это, как ничто другое, способствует нормализации   кровообращения   и   обменных процессов в мозговых тканях и соответственно восстановлению его функций.

После травмы и возвращения сознания ребенок дезориентирован. Он не помнит обстоятельств травмы: если он в больнице, он не может понять, почему не дома, не в привычной для него обстановке. Он видит «чужих» людей в белых халатах, и, если не видит близких, появляется страх, который в значительной степени утяжеляет его состояние. Появление этих симптомов зависит не только от тяжести травмы, но и от возраста ребенка.

Посттравматические реакции ребенка дошкольного возраста (в период становления личности) можно охарактеризовать как «двигательную и словесную бурю». Он мечется, чего-то требует, протестует, громко плачет, отказывается от еды, процедур и пр. Такие дети не выносят навязчивого вмешательства. Достаточно посидеть рядом» постараться отвлечь, успокоить: теплые ободряющие слова, улыбка, ласковое прикосновение руки матери или кого-то из персонала, поглаживание действуют на ребенка достаточно эффективно. Помогает в этих случаях и медикаментозная терапия. Не ошибетесь, если будете до назначений врача поить ребенка настоем корня валерианы, пустырника.

Труднее справиться с другой категорией пациентов. Осознав, что он болен, в больнице, ребенок как бы уходит в себя, становится безутешным в своем горе. Он вял, безучастен к окружающему, плачет, чувствует себя очень несчастным, отказывается от контактов, молча переживая свое горе. Такие дети требуют особого внимания родителей и медицинского персонала. Необходимо терпеливо и ласково утешить пострадавшего, в доступной форме объяснить, что с ним произошло, рассказать, что как только ему станет лучше, его обязательно отвезут домой. В каждом отдельном случае, в зависимости от особенностей ребенка, медицинская сестра, нянечка и, конечно, родители должны найти слова утешения и помочь маленькому страдальцу.

 

Дети более старшего возраста требуют иного подхода. Обычно они уже знакомы с медицинскими учреждениями. Их пугает не столько окружающая обстановка, сколько беспокоит страх за свое состояние и особенно перед возможными медицинскими манипуляциями. Они хотят прежде всего знать, что с ними произошло и что их ожидает. Чем старше ребенок, тем он строптивее. Общение с ним должно быть доверительным и вместе с тем достаточно авторитетным. Его не следует пугать перспективой, как бы тяжела она ни была. Надо вселить надежду на выздоровление при условии соблюдения им режима и соответствующего лечения.

Чем быстрее улучшается состояние, тем труднее удержать ребенка в постели, убедить в необходимости этого. Очень важно найти правильный тон разговора с ребенком, особенно с подростком. В нем должно преобладать уважение к личности. Не следует поучать его, а лишь помочь советом, сделанным в дружеской форме, с твердой уверенностью в том, что он будет выполнен. Установление контакта с больным — одно из важнейших обстоятельств, определяющих успех лечения.

Естественно, родители очень взволнованны происшедшим, растеряны, раздражены и тяжело переживают случившееся. Медицинскому персоналу, где лечится их ребенок, приходится мобилизоваться, проявляя максимум терпения и понимания их тревог. Часто родителям кажется, что их ребенку требуется особое внимание врачей. Очень плохо, если медицинские работники — врачи, медицинские сестры, нянечки — не находят слов утешения для родителей. Но и родители должны понимать, что в больнице лечатся больные, и медицинский персонал за всех несет ответственность, надо дать им возможность спокойно выполнять свой долг. Даже в самых тяжелых случаях нельзя терять надежды на благоприятный исход, не следует сгущать краски в описании состояния ребенка.

 

Надо помнить, что головной мозг, хотя и находящийся в стадии формирования, имеет большие резервные возможности к восстановлению, так что при соблюдении рекомендаций врача, ребенок может справиться с травмой значительно легче, чем взрослый. Родителям для этого надо стать активными помощниками врачей. И если ребенок видит спокойствие и улыбку, слышит слова утешения, ему становится легче и выздоровление идет эффективнее. Если же родители в присутствии ребенка суетятся, нервничают, льют слезы, ребенок легко теряет веру в себя.

Психотерапия, как ни в каком другом случае, нужна ребенку, перенесшему такое тяжелое стрессовое состояние, как травма. Это один из самых действенных методов лечения, и к нему надо относиться очень серьезно, подкрепляя его рядом медикаментозных средств, способствующих восстановлению состояния нервной системы.

В распоряжении врачей в настоящее время имеется достаточно препаратов, снимающих повышенную возбудимость, раздражительность, улучшающих сон. Это так называемые седа-тивные средства.

Уже в остром периоде травмы можно начинать занятия лечебной физкультурой. Основными задачами ее является общее укрепление организма, улучшение координированной деятельности основных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной; выработка жизненно необходимых навыков, повышение тонуса больных. Конечно, методист лечебной физкультуры прежде всего учитывает состояние больного, степень его тяжести и характер повреждения. В зависимости от этого строится комплекс лечебной физкультуры. Сначала из исходного положения лежа, затем сидя. В начале движения выполняются пассивно, с помощью методиста, затем, в зависимости от состояния, — активно.

В проведении ее желательно участие   родителей   с  тем,   чтобы,   освоив методику, они могли бы продолжать занятия под контролем методиста дома.

Массаж рекомендуется начинать с третьего — пятого дня после травмы. От поглаживания постепенно переходят к легкому растиранию. Лечебную физкультуру и массаж обычно проводят два раза в день. Один раз инструктор ЛФК, другой — медицинская сестра или родители после соответствующего инструктажа, который дает методист.

Все это время в стационаре или в домашних условиях ребенок наблюдается врачом-невропатологом.

 

Следующая глава >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика