Юнг (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля, -
6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного
из направлений глубинной психологии - "аналитической психологии".
В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных
ассоциаций, превратив её в один из основных методов психиатрического
исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда, первый
председатель Международного психоаналитического общества (1911-14).
Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как
психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов,
понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по
принципу компенсации, и др.) привёл к его разрыву с Фрейдом.
В работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912) исследовал
спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов.
Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо
индивидуального бессознательного, более глубокого слоя - коллективного
бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений,
запечатлевшееся в структурах мозга.
Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (напр.,
образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых
лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т.
д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их
проекцию на внешние объекты.
Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу "самости" (das
Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от "Эго"
("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного
бессознательного - цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации).
Основная задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между
различными уровнями психики; в традиционных культурах динамическое равновесие
между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов, обрядов, ритуалов как
средств активизации архетипов.
В целом в трактовке природы архетипов и коллективного подсознательного
позитивистские идеи переплетаются у Юнга с метафизическими представлениями о
психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
Юнг разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921,
рус. пер. 1924), в основе которой лежит выделение доминирующей психической
функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей
направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и
интровертивный типы).
Оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии,
фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде и др.; междунар. ежегодник по проблемам
культуры "Eranos-jahrbuch", изд. с 1933 в Цюрихе), а также эстетику
и литературно-художественную критику (Г. Рид, Великобритания, и др.).
В 1948 был создан Институт Юнга в Цюрихе, в 1958 - Международное общество
аналитической психологии (с 1955 - журнал "Journal of Analytical Psychology"
в Лондоне).
Соч.: Gesammelte Werke, 17 Bd, Z.- Stuttg., 1958 - ; Posthume Autobiographie,
4 Aufl,, 2., 1967; в рус. пер. - Психоз и его содержание, СПБ, 1909.
Лит.: Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономер.
ности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3; Fordham
F., An introduction to Jung's psychology, L., [1953]; Jacobi J., Die Psychologie
von C. G. Jung, 5 Aufl.,Z.-Stuttg., 1967; Meier C. A., Experiment und Symbol.
Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975.
|