Вся библиотека >>>

Содержание книги >>>

 

Медицинская литература

Популярная медицинская энциклопедия


Раздел: Медицина 

 

ЯСЕЛЬНЫЙ ВО3PACT

 

 

— период развития ребенка, продолжающийся от 4 нед. до 3 лет. Условно он подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста,— от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок) и старший ясельный, или преддошкольный, период — от 1 до 3 лет. Преддошкольный период, или период раннего возраста, характеризуется значительным развитием не только физ., но и интеллектуальных и психич. возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным, как положительным, так и отрицательным, влияниям окружающей среды.

Физическое развитие. Рост и развитие как мальчиков, так и девочек в этом периоде протекает одинаково. За второй год жизни их вес в среднем увеличивается на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год вес увеличивается на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см (это средние цифры, могут быть определенные отклонения в ту или другую сторону). Увеличиваются также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела ребенка, т. к. в этом возрасте дети растут в основном за счет увеличения длины ног. Рост и вес ребенка в возрасте старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам:

рост = рост ребенка 1 года + + (5 см X на число лет);

вес = вес ребенка   1 года + + (2 кг X на число лет).

Если рост и вес ребенка 1 года неизвестны, следует пользоваться средними цифрами — 75 см и 10 кг соответственно.

Кожные покровы нежны, легко ранимы и требуют постоянного и тщательного ухода. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок, особенно если одежда не соответствует  температуре воздуха.

Скелет ребенка имеет много хрящевой ткани, он нежный и гибкий. Ребенок этого возраста постоянно находится в движении, что обусловливает значительную нагрузку на скелет, поэтому различные физич. нагрузки должны постоянно контролироваться. Необходимо внимательно следить за играми детей, их позой во время сидения, правильно подбирать мебель и обувь ребенка; постель не должна быть слишком мягкой. Большой родничок (см. Грудной ребенок) должен закрыться не позже 1—1*/J лет. У ребенка в течение второго года жизни прорезывается 12 молочных зубов и к 2 годам их количество достигает 20. До 2 лет количество зубов можно определить следующим образом: возраст ребенка в месяцах минус 4. Бывают частые отклонения от этого правила, и это не должно тревожить родителей.

На 2—3-м году происходит дальнейшее совершенствование органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к 3 годам составляет 28— 30 в 1 мин., пульс — до 110 ударов в 1 мин. Тем не менее компенсаторные возможности как органов дыхания, так и кровообращения у детей раннего возраста еще довольно ограничены. Поэтому физич. упражнения и физич. нагрузки должны строго соответствовать возрасту ребенка, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие органов пищеварения у детей 1—3 лет еще не завершено, поэтому пища несколько отличается от пищи взрослых.

Нервно-психическое развитие (см. Психическое развитие ребенка) и двигательные навыки также находятся в состоянии развития. В возрасте от 1 до 11/з лет ребенок самостоятельно садится и встает, может долго стоять без поддержки и начинает немного ходить; свободно играет игрушками — бросает их, поднимает упавшую и т. д. Во время игры дети выполняют довольно сложные движения — залезают на высокие предметы и самостоятельно слезают с них, листают книгу и т. д. Они хорошо понимают многие просьбы и обращения, при этом словарный запас их достигает 30—50 слов. Многие дети с этого возраста начинают проситься на горшок, если их к этому приучали. В возрасте от 1*/г ДО 2 лет дети хорошо ходят, делают попытки бегать, начинают играть мячом, собирать из кубиков и небольших предметов разнообразные конструкции, умеют держать карандаш и делают первые попытки рисовать, любят рассматривать яркие картинки, узнают знакомые предметы, животных и называют их. Знают свое имя и откликаются на него. Самостоятельно едят лож~ кой, пытаются раздеться или одеться. При разговоре со взрослыми могут составить простые предложения из нескольких слов. В возрасте от 2 до 3 лет дети свободно ходят, бегают и лазают по лестнице, при поддержке проходят по узким предметам. Многие уже могут самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и умываться. При разговоре со взрослыми они употребляют довольно сложные предложения, их словарный запас увеличивается к 3 годам примерно до 1200—1500 слов. Они могут пересказывать небольшие стихотворения, называют цвет и форму предметов. Игры становятся все более сложными. Дети живо интересуются окружающим, задают много вопросов, любят рисовать. Все больше ребенок начинает общаться с другими детьми и любит играть в детском коллективе.

 



Питание. В возрасте от 1 до 3 лет жел.-киш. тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы. При неправильном вскармливании у детей этого возраста часто возникают расстройства пищеварения, к-рые протекают тяжелее, чем у более старших детей (см. Диспепсия).

Интенсивно растущий организм ребенка должен получать достаточное коли-чество белков, жиров, углеводов, витаминов и солей. Не менее половины белков должны быть животного происхождения (мясо, рыба, молоко и молочнокислые продукты, яйца и т. д.). Жиры дети получают в основном с такими продуктами, как сливочное масло, желток яиц, причем жиры растительного происхождения (растительное масло) не должны превышать 10% от общего количества жиров. Избыток жира ухудшает переваривание пищи, снижает усвоение белков. При избытке жира пища дольше задерживается в желудке, поэтому во время следующего кормления аппетит ребенка может нарушаться; он плохо  прибавляет в  весе.

Не следует давать ребенку рыбьего жира без назначения врача, т. к. бесконтрольное его применение может привести к тяжелым последствиям (см. Рахит). Углеводов, которые содержатся в каше, мучных изделиях, овощах и фруктах, дети до 3 лет должны получать ок. 70—100 г в сутки. Если в диете ребенка преобладают продукты, содержащие большое количество углеводов (мучные, сладкие), ребенок быстро прибавляет в весе, но для здоровья это вредно, такие дети, как правило, «рыхлые», часто болеют острыми респираторными заболеваниями, любая болезнь протекает у них тяжелее. Разнообразные витамины в достаточном количестве содержатся в овощах и фруктах, ягодах, крупах, печени и других продуктах. Учитывая, что водный обмен ребенка очень несовершенен, детям необходимо давать определенное количество жидкости: в среднем 90—95 мл на 1 кг веса на 2-м году жизни и 60—70 мл — на 3-м году, включая жидкость, содержащуюся в пище.

Наиболее предпочтительны для детей такие продукты, как нежирные сорта говядины, куры, кролик, молоко и молочнокислые продукты, печень, хлеб, гречневая и овсяная каши, различные овощи и фрукты, соки. Яйца следует давать не более 1—2 в неделю, т. к. у нек-рых они могут вызывать экссудативный диатез (см. Диатез экс-судативно-катаральный). Из этих же соображений ребенку до 3 лет не следует давать шоколад, крепкий куриный бульон, апельсины и мандарины или необходимо ограничивать их количество. Такие продукты, как сосиски, вареные колбасы, начинают давать детям в возрасте 2'/г—3 лет. Необходимо правильно составить меню ребенка. Блюда из мяса и рыбы предпочтительнее давать на завтрак и в обед, т. к. они содержат много белка и экстрактивных веществ, к-рые возбуждают нервную систему. Они долго задерживаются в желудке, могут вызвать жажду, а это нарушает сон ребенка. На ужин ребенку лучше давать крупяные, творожные и молочные продукты. Гарнир к мясным и рыбным блюдам должен быть из различных овощей, картофеля. Если первое блюдо было овощное, то на гарнир ко второму блюду лучше дать, напр., вермишель, макароны и т. д. Обязательное условие — наличие горячих блюд во время каждого кормления, т. к. холодные блюда и еда всухомятку нарушают процессы пищеварения. Примерное меню для детей 14/г—2 лет приводится в таблице 1.

Необходимо соблюдать строгий режим питания и установить постоянные часы кормления ребенка, т. к. это способствует выработке условного рефлекса (в определенное время происходит отделение пищеварительных соков, благодаря чему пища лучше переваривается). С 17г лет детей следует переводить на 4-разовое питание. Довольно часто аппетит у ребенка нарушается не только во время болезни, но и от неправильно организованного питания. Хороший аппетит ребенка зависит от многих причин. Детям необходимо достаточно долго находиться на свежем воздухе. Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной, не содержать большого количества жиров, к-рые затрудняют пищеварение. Не надо давать ребенку и слишком большого количества фруктов и овощей, особенно в промежутках между приемами пищи. Если ребенок отказывается от еды, то лучше пропустить одно кормление, чем пытаться любыми средствами накормить его.

К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т. к. при запорах аппетит заметно ухудшается.

Чтобы настроить малыша на еду, перед каждым кормлением определенный ритуал — приготовить место для еды, вымыть ему руки, повязать салфетку. В возрасте IV2—2 лет надо приучать ребенка самостоятельно стелить салфетку на стол, приносить посуду и стул. Выполнение таких поручений закрепляет привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка. Обстановка, в к-рой происходит кормление, должна быть приятной; суета и нервозность, к-рую иногда создают родители, отнюдь не способствуют улучшению аппетита. Кормить ребенка должен всегда один и тот же человек, всегда в одной и той же комнате. Нельзя ставить сразу все блюда, т. к. если ребенок любит второе и третье, то он не будет есть первое. Пища должна быть красиво оформленной. Красиво поданная пища улучшает аппетит. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и кружку, а с 14/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам. Во время еды необходимо приучать детей к опрятности (учить пользоваться салфеткой). Садиться за стол ребенок должен не раньше, чем через 30 мин. после прогулки, игры. Нельзя кормить малыша во время игры, отвлекать его игрушкой, пропихивать в рот ложку за ложкой, запугивать. Уговоры, рассказывание сказок во время еды или просто приказания только ухудшают аппетит. Часто дети, к-рые плохо едят дома, попадая в детский коллектив, начинают есть хорошо. Это связано с изменением обстановки, с устранением тех раздражителей, к-рые вызывали отрицательное отношение к еде у ребенка дома. При длительном расстройстве аппетита следует обратиться к врачу.

Режим. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. Установленный режим должен быть постоянным и строго соблюдаться (см. табл. 2). Только в этом случае он не будет в тягость ни малышу, ни родителям, предотвратит большинство конфликтов между ребенком и взрослым, будет способствовать воспитанию его волевых качеств, приучит к дисциплине. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества.

Укладывать детей спать нужно в одно и то же время, тогда у ребенка выработается привычка засыпать именно в эти часы. Если приучать ребенка засыпать при абсолютной тишине и с затемненными окнами, то он будет просыпаться от каждого шороха или луча солнца. Если малыша укладывать в постель слишком рано или удлинять срок бодрствования, он будет капризничать и плохо засыпать. Важно, чтобы ребенок сам готовился ко сну: раздевался, аккуратно складывал свою одежду. Спать ребенка нужно укладывать не неожиданно, а постепенно подготовить его (успокоить после игры, посадить на горшок, умыть). Перед сном нужно обязательно проветрить комнату. Положив ребенка в кроватку, сказать ему несколько спокойных ласковых слов, пожелать ему спокойной ночи и уйти из комнаты. Не рекомендуется убаюкивать ребенка, рассказывать ему сказки, т. к. это создает в коре головного мозга очаг возбуждения и ребенок дольше не засыпает.

При всех нарушениях сна, ночных страхах и бессоннице следует обратиться к врачу.

Уход. Комната, в к-рой находится ребенок, должна быть светлой, постоянно проветриваться; температура воздуха в ней должна быть ок. 20°. Все окружающие детей вещи и предметы должны содержаться в чистоте и порядке, необходимо регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. Матрац нужно положить на деревянный щит. Тогда ребенок, как правило, будет лежать на спине. Если же кровать с пружинным матрацем, то ребенок спит, свернувшись «калачиком», что ведет к искривлению позвоночника или сутулости.

С раннего возраста ребенка необходимо приучать самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 14/г лет можно начинать учить ребенка полоскать рот; чистить зубы начинают учить с 3-летнего возраста. В возрасте от 1 до 2 лет ребенок должен умываться водой комнатной температуры, а затем может пользоваться и проточной водой. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы ребенок мог легко достать их. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно пользовался предметами туалета и терпеливо учить его этому. Необходимо следить за волосами и ногтями ребенка. На руках ногти стригут не очень близко к коже с закруглением, не оставляя острых концов, на ногах прямо и ровно, чтобы они не врастали в кожу. Волосы стригут коротко и моют столько  ргаз, сколько купают малыша^

Постоянно нужно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала возрасту ребенка. Под ^высокий стул необходимо ставить скамейку, следить за тем, чтобы спина ребенка упиралась в спинку стула и расстояние глаз до стола составляло 30—35 см.

При купании температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни 8—10 мин., а затем 10—20 мин. Детей в возрасте от 1 до 3 лет купают 2—3 раза в неделю. Моют ребенка и стирают его белье только детским мылом.

С 2 лет ребенка можно приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, при этом вначале необходимо помогать ему и постоянно поощрять. Все время следует обращать внимание ребенка на аккуратность и чистоту одежды.

Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту ребенка упражнения не только способствуют гармоничному физич. и умственному его развитию, но и предупреждают многие заболевания. Занятия физич. культурой способствуют дальнейшему формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию у них сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

При проведении занятий с ребенком необходимо следить за тем, чтобы он понимал обращенные к нему слова (это способствует развитию его речи), правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. Занятия лучше проводить в утренние часы, через 1—172 часа после еды. В каждом случае к ребенку следует подходить индивидуально, в зависимости от его двигательных умений, следить за тем, чтобы он не переутомлялся. Время занятий для детей 1—2 лет не должно превышать 5—10 мин., для детей 2—3 лет — 10—15 мин. Количество упражнений следует ограничивать до 8—10. Рекомендуется во время занятий вводить паузы в виде дыхательных упражнений, спокойной ходьбы. Каждое упражнение повторяется в среднем от 2—4 до 6—8 раз. Упражнения, рекомендуемые для детей 1—l'/а лет, представлены на рисунке. Для детей в возрасте 17г—2 лет применяются те же упражнения, но, кроме того, вводятся круговые движения руками; дополнительно можно ввести следующее упражнение — ребенок, лежа на животе, должен приподняться на одних руках 2—3 раза (не сгибая туловища и ног). Можно увеличить время проведения упражнений.   Занятия   должны   проводиться регулярно, без перерывов, в одно и то же время, это имеет большое воспитательное значение.

Закаливание. Сущность его заключается в постоянной, но постепенной и осторожной выработке у ребенка способности приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В результате закаливания организм ребенка становится менее чувствительным к различным вредным влияниям, особенно к перегреванию или переохлаждению. Это повышает его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, а в ряде случаев способствует более легкому их течению. Кроме того, закаливание играет немаловажную роль в формировании у детей волевых качеств. Солнечные лучи, вода, свежий воздух являются основными факторами закаливания. При проведении закаливания необходимо соблюдать следующие основные правила: оно должно соответствовать возрасту ребенка, проводиться систематически, изменение силы воздействия на организм ребенка должно быть постепенным. Прежде чем начать закаливание, нужно посоветоваться с врачом; кроме того, необходимо периодически советоваться с ним и во время проведения закаливающих   процедур.

Закаливание воздухом заключается прежде всего в постоянном и тщательном проветривании помещения, где находится ребенок. Причем даже в холодное время года проветривание следует проводить не менее 3 раз в день, а в летнее время окно или форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важным является достаточное пребывание детей на свежем воздухе, продолжительность к-рого зависит от времени года и возраста ребенка. В зимнее время дети раннего возраста должны гулять — 2—3 раза в день (общая продолжительность пребывания на воздухе — 1—3 часа). В теплое время года дети должны находиться на воздухе большую часть дня. Желательно, чтобы летом игры, прием пищи и дневной сон ребенка проходили на свежем воздухе. Одежда ребенка должна соответствовать времени года.

Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные ванны. Зимой они проводятся в хорошо проветренном помещении, причем начинают их проводить при температуре в комнате не ниже 20°. Продолжительность первой воздушной ванны не должна превышать 3—5 мин. При этом ребенка раздевают постепенно — вначале обнажают руки и ноги, затем до пояса (оставляют в трусах и тапочках). Промежуток между этими этапами должен быть не меньше недели. Температуру воздуха в комнате каждые 3—4 дня снижают на 1° проветриванием (но не ниже 15°).

Летом воздушные ванны детям раннего возраста начинают также с температуры не ниже 20° и проводят их на свежем воздухе. Продолжительность первой ванны ок. 5 мин. Затем ее постепенно увеличивают до 1 часа. Проводить летние воздушные ванны следует в защищенном от прямых солнечных лучей месте (в тени деревьев или под тентом), в промежуток времени от 8 до 12 час. Как в летнее, так и в зимнее время воздушные ванны необходимо сочетать с подвижными играми или гимнастикой.

Закаливание водой — одно из самых простых, легко осуществимых, но довольно сильных закаливающих воздействий на организм ребенка. Для проведения закаливания водой используются ежедневные водные процедуры — умывание, обтирание, мытье ног и т. д.

При умывании (мыть лицо, шею, а также руки до локтя) начальная температура воды должна быть 30°, а затем ее снижают на 1° каждые 2—3 дня и доводят до 20° (для детей 1—2 лет) или до 18° (для детей 2—3 лет).

Обтирание проводят шерстяной рукавичкой или концом махрового полотенца, смоченными водой. Вначале протирают одну руку и тут же протирают насухо до покраснения кожи мягким сухим полотенцем, затем эту процедуру проводят с другой рукой, переходят на грудь, живот, спину и т. д. Начальная температура воды для обтирания детей раннего возраста должна составлять  34—35°.  Постепенно темпе-

При проведении воздушных ванн необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка. При появлении у него озноба, дрожания, мурашек на коже процедуру следует немедленно прекратить и согреть ребенка. В любом случае необходимо посоветоваться с врачом.

Обливания начинают делать с 1*/2-летнего возраста. Проводить их можно как в летнее, так и в зимнее время. Летом обливания проводятся, как правило, на воздухе при температуре в тени не ниже 18° из лейки, кувшина и т. д. Начальная температура воды 34—36°, затем каждые 3—4 дня ее снижают на 1° и постепенно доводят до 26—28° (для детей до 2 лет) и до 24—26° (для детей до 3 лет). Вначале обливают шею, потом грудь, бока, спину, руки и ноги. Голову обливать не следует. После обливания махровым полотенцем растирают до легкого покраснения кожу рук (от пальцев к плечу), ног (от стопы к бедру) и туловища. В зимнее время обливания проводят в ванной комнате при температуре в ней не ниже 18°. Для обливания можно использовать душ, при этом все правила проведения процедуры те же. Длительность обливания или душа не более 2 мин., причем проводить его следует утром.

Можно проводить и местную водную процедуру — обмывание ног (обычно с 2-летнего возраста). Начальная температура воды 35°. Снижая каждые 3—4 дня температуру на 1°, ее доводят до 24—22°. Эту процедуру лучше всего проводить перед сном.

Купание в реке, озере рекомендуется начинать с 2-летнего возраста и проводить обязательно под наблюдением взрослых. Перед этим желательно провести хотя бы несколько обливаний. Начинают купание не раньше чем через час после еды. Погода должна быть безветренной, температура воздуха не ниже 24—25°, а воды — 22—23°. Лучше купание проводить во второй половине дня, когда вода уже достаточно прогрелась. Во время купания ребенок должен постоянно находиться в движении. Первое купание не должно превышать 2—3 мин., а затем время постепенно увеличивают до 5—6 мин. Морские купания рекомендуется начинать с 3 лет.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ: "Популярная медицинская энциклопедия"

 

 Смотрите также:

 

 Медицинская энциклопедия  "Справочник фельдшера"  Внутренние болезни  Инфекционные болезни  "Физиология человека"  "Лекарственные препараты"  Журнал Здоровье  Твоё здоровье (Знание)   Домашний доктор  Семейная энциклопедия  Здоровая семья  Бенджамин Спок "Разговор с матерью"  Вирусы гриппа и грипп  Энциклопедия народного целительства   Домашний лечебник  Лечебник  Энциклопедия самолечения. Лечимся дома природными средствами

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика