Вся библиотека >>>

Содержание книги >>>

 

Медицинская литература

Популярная медицинская энциклопедия


Раздел: Медицина 

 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

В программных документах Коммунистической партии Советского Союза важное значение придается дальнейшему развитию экономики нашей страны, при этом основная цель — дальнейшее повышение материального уровня жизни нашего народа, развитие его культуры, укрепление могущества нашей Родины.

Развитие промышленности и сельского хозяйства, совершенствование технологических процессов с целью повышения эффективности труда и улучшения качества выпускаемой продукции, как и освоение природных богатств, связано с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов.

Окружающая среда неразрывно связана с человеком, являющимся активным объектом природы. В этой связи И. М. Сеченов писал: * Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма входит и среда, влияющая на него». В области охраны окружающей среды КПСС и правительство СССР исходят-из признания жизненной важности этой проблемы для всего человечества. Бережное отношение к природным богатствам, отраженное в декретах и постановлениях, подписанных В. И. Лениным, стало принципом социалистич. природопользования и охраны окружающей среды. Партия и лично В.И. Ленин в исключительно трудных условиях: становления экономики придавали большое значение вопросам охраны природной среды, сохранения и укрепления здоровья трудящихся. Первый народный комиссар здравоохранения республика Н. А. Семашко писал: ч;Наиболее глубокий след в нашей деятельности Владимир Ильич оставил в области санитарии и эпидемиологии. Все наши основные-санитарные декреты — вплоть до последнего о санитарных органах республики — согласовывались мною предварительно с Владимиром Ильичом и проводились при его горячей поддержке... Но главное — Владимир Ильич показывал, как надо ставить противоэпидемическую   работу».

В один из дней 1922 г., по свидетельству Г. М. Кржижановского, В. И. Ленин обратил внимание на дым, валивший из труб первой московской электростанции, и резко заметил: -«Нельзя создавать условия жизни, когда в городах люди, как говорил Энгельс, задыхаются в своем собственном навозе и спасаются кто как может и кто куда в поисках свежего воздуха и чистой воды. Но и это бегство не спасает. С течением времени „железная пята" этаких электростанций и других промышленных левиафанов может растоптать и пашню и лес, ступить на берега прозрачных рек. И люди будут мечтать о глотке чистого воздуха и свежей воды. Социализм немыслим, невозможен без дружбы с природой... Серьезно, очень серьезно подумайте об этом в Госплане».

Это замечание В. И. Ленина нашло свое дальнейшее развитие в важнейших законах и постановлениях, принятых Советским правительством за последние годы, таких как постановление «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов», «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах». Правительством были приняты постановления об усилении охраны природы, о мерах по защите Каспийского моря, бассейнов рек Волги и Урала, по сохранению богатств озера Байкал.

Научно-технич. прогресс, пронизывающий промышленные и с.-х. отрасли народного хозяйства, невозможен без воздействия на природу, без расходования ее ресурсов. Наращивание мощностей промышленного производства всегда связано с большим использованием сырья, значительным расходованием воды на промышленные нужды и увеличением выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Поэтому нельзя недооценивать опасности отрицательных последствий усиленного воздействия человека на природу. Имея в виду хаотичное использование природных богатств, имеющее место и в современном капиталистнч. мире, Ф. Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». В условиях социалистического об-ва, когда на стороне природы стоит государство, законодательно регламентирующее использование природных ресурсов и устанавливающее правила охраны природы, вполне осуществима проблема разумного, рационального использования природы и сохранения ее в интересах настоящего и будущих поколений. Решение этой огромной и сложной задачи под силу лишь социалистич. об-ву, поскольку рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и бережное отношение к природе являются составной частью строительства коммунистич. об-ва, в к-ром оптимальное качество окружающей среды является элементом материального благосостояния людей. Это в равной мере относится как к внешней природной среде, так и к среде,  окружающей  человека в  условиях производства, его быта и отдыха.

Окружающая среда человека — это вода, воздух, растительный и животный мир, продукты питания, жилище и одежда человека, освещенность его рабочего места, шум и вибрация, радиационное излучение, огромный арсенал медикаментозных средств и биологич. профилактич. препаратов, различные пластич. массы, используемые для изготовления детских игрушек и строительства современных воздушных лайнеров, кораблей, зданий, это значительный ассортимент ядохимикатов для борьбы с вредителями с.-х. культур и т. д. Все перечисленные элементы окружающей среды имеют непосредственное отношение к физич. и психич. здоровью человека. Необходимым условием защиты человека от неблагоприятных факторов окружающей среды явилась разработка критериев, превышение к-рых связано с риском нанесения ущерба здоровью человека. После Великой Октябрьской революции наша страна явилась первым государством в мире, где были установлены научно обоснованные предельно допустимые уровни (концентрации) различных вредных веществ в атмосферном воздухе различных производств, в воде водоемов, в продуктах питания и т. д. (см. Предельно допустимые концентрации). Эти нормативные показатели, имеющие силу закона, используются при проектировании и эксплуатации промышленных предприятий, с.-х. комплексов и объектов бытового назначения. Огромные задачи развития народного хозяйства вызывают, естественно, необходимость усиления мер по охране окружающей среды, в первую очередь по защите водоемов от загрязнения, а также уменьшению вредного влияния загрязнения на здоровье человека. Это будет решаться дальнейшим расширением строительства очистных сооружений, разработкой и внедрением технологических схем безотходных производств и широким использованием оборотного водоснабжения. На территории нашей страны имеется ок. 3 млн. рек, составляющих ок. 14% мирового стока пресной воды, и св. 2,8 млн. озер. Только в 1974 г. с целью защиты пресной воды от загрязнения было введено в эксплуатацию 1580 комплексов очистных сооружений; большая работа в этом направлении проводится по крупным городам бассейна Волги. Значительное место в охране и улучшении окружающей среды (защита водного и воздушного бассейнов, снижение шума и улучшение микроклимата) отводится градостроительным мероприятиям. Это прежде всего вынос за черту города или перепрофилирование предприятий, выбросы от к-рых нельзя существенно сократить, создание научно обоснованных сан. защитных зон вокруг промышленных предприятий (см. Санитарно-защитные зоны). С целью защиты населения от шума предусматриваются строительство крупных магистралей в обход жилых массивов, узкие улицы заменяются магистралями, изолированными от жилых построек зелеными насаждениями, производится систематический замер шума работниками СЭС (1).

В важной и огромной работе по охране природы и защите окружающей среды от различных загрязнений значительное место принадлежит населению нашей страны, общественным, профсоюзным и комсомольским организациям. Как бы ни идеальны были технич. устройства по улавливанию вредных веществ в воздухе промышленных предприятий или в промышленных стоках, правильная и технически грамотная эксплуатация их в ряде случаев определяет успех дела. В этом отношении дисциплина и культура производства являются необходимым условием для осуществления поставленные задач. Если бы каждый человек относился к делу сохранения и улучшения окружающей среды, к воспроизводству природных богатств как к своему кровному делу, огромное внимание КПСС и правительства к охране здоровья трудящихся и ежегодно затрачиваемые значительные средства во много крат увеличили бы   эффект   этой   деятельности.

К сожалению, безразличие начинается с беспорядка в собственной квартире, на лестничной клетке, оно проявляется в стойкой терпимости к нарушениям, превращающим иногда только что заселенный новый дом в старое, запущенное общежитие. А это все вместе взятое — окружающая среда, наше здоровье, здоровье и будущее наших детей.

 

В наше время стало уже обычным, что любая статья или выступление на тему «Окружающая среда и здоровье человека» начинается с утверждения, что научно-технич. прогресс, происходящий во многих странах мира, связан с дальнейшим воздействием на окружающую природную среду, с использованием ее богатств и интенсивным ее загрязнением. Прикрываясь этой фразой, буржуазные идеологи пытаются убедить общественность, что между современным монополистич. капитализмом и странами социалистич. лагеря нет принципиальных различий, поскольку как при капиталистическом, так и социалистическом ведении хозяйства, по их мнению, возникают одинаковые проблемы и научно-технич. прогресс везде в конечном счете приводит к одинаковым последствиям. В подтверждение того, что правительства ряда капита-листич. стран таклсе серьезно обеспокоены интенсивным загрязнением среды и принимают меры для прекращения такого загрязнения, ссылаются на организацию при них различных комитетов, на к-рые возлагаются функции охраны окружающей среды.

Действительно, проблемы существуют общие, в чем нас убеждает научное сотрудничество по этим проблемам и серьезное участие в этом сотрудничестве виднейших ученых капиталистич. стран, но отношение к проблемам различное. Следует подчеркнуть, что организация различных комитетов по охране природной среды при правительствах является реакцией правительственных кругов капиталистич. стран на общественное мнение в этих странах, требующее положить конец хищническому использованию природных богатств и возрастающему загрязнению окружающей природной среды. Любая администрация буржуазных политич. партий, находящихся у власти, не может игнорировать существующую ситуацию и реагирует на нее созданием различных комитетов, лишенных фактически юридических прав, чтобы коренным образом изменить обстановку. Серьезность же ситуации подчеркивается уже названием статей, опубликованных в зарубежных газетах и журналах за последние годы. Вот нек-рые из них: «Всеобъемлющий подход к защите окружающей среды» (амер. журнал водопользования, 1976), «Аспекты оздоровления новых городов» (журнал «Оздоровление окружающей среды», 1976), «Проблемы окружающей среды мирового значения» (1976).

В статье «Смерть океанов», напечатанной в итал. журнале «Эуропео» 16 декабря 1977 г., известный ученый и путешественник Тур Хейердал сообщил о масштабах загрязнения океана реками и озерами, в к-рые осуществляется спуск промышленных стоков: франц. реки ежегодно сбрасывают в море 18 млрд. куб. метров загрязненных вод; объем жидких загрязняющих отходов, сбрасываемых ежегодно Федеративной Республикой Германии, превышает 9 млрд. куб. метров, т. е. 25,4 млн. куб. метров в день. Касаясь положения, сложившегося в США, он пишет: «Лет тридцать назад никому и в голову не пришло бы, что Великие Озера Северной Америки будут загрязнены. Сейчас они загрязнены точно так же, как загрязнены самые крупные европейские озера. Несколько лет назад общественность была поражена сообщением о том, что городские и промышленные отходы убили всю рыбу в озере Эри. Это огромное озеро мертво... Несмотря на непрерывный и обильный сток воды через Ниагарский водопад, который... вливает в океан нескончаемый поток ядов». Ссылаясь на доклад экономического и социального совета ООН, опубликованного до Стокгольмской международной конференции по проблемам окружающей среды, Тур Хейердал отмечает исключительно массивное и продолжающееся загрязнение окружающей среды различными ядохимикатами: «К началу этой конференции,— сообщает автор,— в моря и океаны было сброшено 500 млн. кг ДДТ, и этот яд продолжают сбрасывать примерно по 50 млн. кг в год. Одни Соединенные Штаты экспортируют более 200 млн. кг инсектицидов». Большая часть этих ядов с помощью ветров, дождей или просачиваясь через землю в конечном счете проникает и накапливается в водоемах, морях и реках. Что касается загрязнения атмосферного воздуха, то, по словам Тура Хейердала, в одних лишь Соединенных Штатах ежедневно в воздух выбрасывается 390 тыс. тонн вредных дымов, т. е. 142 млн. тонн в год. Это незначительный перечень фактов, свидетельствующих о масштабах загрязнения окружающей среды.

Отношение к охране окружающей среды, использование ее богатств и в конечном счете отношение к человеку, его здоровью, развитию его физич. и духовных сил отражает прежде всего соц. сущность политики государства.

Сложившийся в нашей стране ленинский принцип отношения к этим важным проблемам обусловил развитие исследований гигиенич. плана, выработавших различные критерии оценки степени загрязнения окружающей среды, гигиенич. нормативные условия трудовой деятельности, быта и отдыха наших   людей.

В СССР при гигиенич. оценке воздуха рабочих мест или населенного пункта принято говорить о предельно допустимых концентрациях (ПДК) каких-либо загрязнений воздуха (сернистым газом, окисью углерода и др.). ПДК не является нормой, поскольку нормой для человека является абсолютно чистый воздух, и свидетельствует лишь о допуске какого-либо загрязнения в количествах, к-рые не оказывают практически никакого влияния на здоровье человека за время его трудовой деятельности. Этот показатель не используется в практике капиталистических государств, поскольку достижение такой степени очистки промышленных выбросов в атмосферу или значительное уменьшение газовыделений на рабочих местах всегда требуют значительных экономич. затрат и использования дорогостоящих технич. установок. Вместо ПДК в капиталистич. странах по основным промышленным загрязнителям введены так наз. стандарты — нормативы, к-рые практически не исключают хронич. воздействия на организм человека, но предупреждают острые отравления или поражения, за к-рые владелец предприятия несет материальную ответственность. В качестве иллюстрации можно привести также данные: в нашей стране ПДК сернистого газа в 1 м3 воздуха составляет 0,05 мг, а в капиталистич. странах — более 0,3 мг.

При часовой экспозиции в США в 1 ж3 воздуха допускается содержание 40 мг окиси углерода; по нашим нормативам, максимальная разовая доза только 3 мг, а среднесуточная — 1 мг. Разница в этих показателях значительная; она нередко является предметом дискуссии между представителями промышленных министерств и органами государственного сан. надзора, утверждающими эти жесткие и дорогостоящие нормативы. Соблюдение этих нормативов, обязательных для всех министерств и ведомств, является залогом успешного осуществления мероприятий по охране окружающей среды и создания оптимальных гигиенич. условий производственной деятельности, быта и отдыха трудящихся. Успехи в этом отношении постоянно сказываются в нашей стране в систематич. и неуклонном снижении показателей профзаболеЕаемости рабочих многих отраслей промышленности и увеличении продолжительности периода активной деятельности трудящихся.

В научном отношении охрана здоровья человека в условиях научно-технич. прогресса и рационального использования природных богатств требует комплексности исследований с целью определения ведущих факторов неблагоприятного воздействия. Без этих исследований нельзя научно обосновать требования гигиенпч. характера, предъявляемые к конкретным видам производств. На примере использования живой вакцины против гриппа удалось показать, что повышенная загазованность атмосферного воздуха приводит не только к увеличению заболеваний верхних дыхательных путей и легких, но и к подавлению иммунитета; лица, привитые такой вакциной или переболевшие гриппом, проживающие в условиях повышенной загазованности (по сравнению с сельскими жителями), не приобретают невосприимчивости к вирусу гриппа.

В этой связи серьезного внимания заслуживают и сообщения о появлении устойчивых к воздействию лекарственных средств бактерий, к-рые значительно ослабили эффективность лечения отдельных заболеваний, а также появление тяжелых осложнений, вызванных бактериями, к-рые раньше считались безвредными. Вот почему сохранение окружающей человека природной среды в нашей стране признается   задачей   гос.   важности.

В соответствии с этим рост благосостояния народа, являющийся высшей целью общественного производства при социализме, включает и меры по охране природной среды наряду с увеличением производства материальных благ, строительством жилищ, развитием здравоохранения, улучшением условий труда, быта и отдыха населения.

На страже природы у нас стоит государство, к-рое в интересах всего народа законодательно регламентирует использование природных ресурсов и устанавливает правила охраны окружающей  среды.

Большое значение для решения задач защитьс окружающей среды в СССР имеет разработка генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов как на ближайшие годы, так и на длительный срок развития. Эти планы предусматривают рациональное использование территории и природных ресурсов, а также улучшение условий труда, быта и отдыха людей. Они содержат научно обоснованные мероприятия по размещению населенных пунктов, промышленных и с.-х. предприятий, инженерных сооружений, зон массового отдыха и заповедных территорий.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» существенно новые положения внесены в практику гос. планирования хозяйственных мероприятий по охране окружающей среды. Регулярно в текущих и перспективных гос. планах развития народного хозяйства СССР по разделам соответствующих отраслей хозяйства предусматриваются различные виды работ и всевозрастающие ассигнования по охране окружающей среды. Мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в гос. планах развития народного хозяйства выделены в самостоятельный раздел. Установлена гос. отчетность о выполнении министерствами и ведомствами соответствующих мероприятий. Все проекты строительства новых и реконструкции действующих предприятий обязательно проходят гос. экспертизу с учетом влияния на окружающую  среду.

Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике совместно с АН СССР и другими ведомствами разрабатывается научно-тех-нич. прогноз возможных изменений в биосфере в результате развития отраслей народного хозяйства в перспективе на 20—30 лет. Биосфера — это наружная область земного шара, в к-рой развилась жизнь в форме большого числа разнообразных организмов, населяющих поверхность суши, почву, нижние слои атмосферы и гидросферу.

В нашей стране создана широкая система гос. органов и общественных организаций по охране природы (см. Санитарно-эпидемиологическая служба СССР, Санитарный надзор государственный). Органы гос. власти утверждают планы развития народного хозяйства, специально заслушивают и решают волросы, связанные с улучшением использования природных ресурсов, анализом состояния и дальнейшим улучшением охраны окружающей среды. В Верховном Совете СССР имеются постоянные комиссии палат (Совета Союза и Совета Национальностей) по охране природы. Доклады и предложения этих комиссий в соответствующих случаях обсуждаются на сессиях Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета СССР или по его поручению Советом Министров СССР, министерствами и ведомствами СССР. Комиссии по охране природы представительных органов власти — Советов народных депутатов — существуют также на уровне союзных и автономных республик, краев и областей, р-нов, населенных пунктов.

Большая роль в общем руководстве охраной окружающей среды принадлежит Совету Министров СССР, советам министров союзных и автономных республик, а также исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов.

Совет Министров СССР направляет, возглавляет, координирует и контролирует деятельность министерств и ведомств СССР и направляет деятельность советов министров союзных республик в области охраны окружающей среды, разрабатывает комплексные мероприятия по улучшению дела охраны окружающей среды как по стране в целом, так и по отдельным крупным р-нам и принимает соответствующие постановления. Аналогично осуществляют свою деятельность советы министров союзных и автономных республик.

На ряд министерств и ведомств в нашей стране возложены функции гос. природоохранительного контроля за деятельностью всех предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности. Так, МЗ СССР осуществляет гос. сан. надзор за выполнением установленных правил и положений в области размещения, водоснабжения, коммунального благоустройства, питания, быта и отдыха населения, за размещением промышленных объектов, обеспечением водоохранных мероприятий и др. Министерство сельского хозяйства СССР осуществляет гос. контроль за соблюдением земельного законодательства и порядка пользования землей, за правильным ведением охотничьего хозяйства, сохранением и обогащением полезной флоры и фауны, а также по заповедному делу; Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР проводит гос. контроль за рациональным использованием вод, выполнением мероприятий по охране водоемов, работой очистных сооружений и  сбросом сточных вод в водоемы.

Главгидрометеослужба совместно с учреждениями гос. сан. надзора обеспечивают контроль за уровнем загрязнения окружающей среды, дают экстренную информацию о резких изменениях уровня загрязнения вод и атмосферы (2). С этой целью организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения окружающей природной среды. Ряд других министерств и ведомств наделены функциями гос. контроля за использованием и охраной природных ресурсов в соответствии с их специализацией. Каждое такое министерство имеет соответствующие гос. инспекции. Отдельные союзные республики создали при советах министров гос. республиканские комитеты по охране природы. Такие комитеты созданы в Украинской, Белорусской, Грузинской, Азербайджанской, Литовской и Молдавской  ССР.

Для научного обоснования принимаемых ответственных решений и выработки технич. политики в области охраны природы при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике организован Междуведомственный научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. На него возложена координация и подготовка предложений по решению крупных гос. задач в этой области, а также выполнение   ряда   важных    консультативных функций. В его составе — ведущие ученые и специалисты в области фундаментальных наук о Земле, геологии, медицины, градостроительства,, основных технологич. процессов промышленного производства, рационального использования и охраны земельных, водных, лесных и других биоло-гич. ресурсов, партийные, гос. и общественные  деятели.

В АН СССР работает Научный совет: по проблемам биосферы; этот совет, призван объединять усилия и руководить работой многих научных учреждений, разрабатывающих научные основы: рационального использования и охраны естественных ресурсов и методы эконо-мич. и экологич. оценки их использования. За последние годы усилена разработка принципов эколого-экономич. оценки важнейших видов природных ресурсов. Проводится большой комплекс работ по изучению Мирового океана и атмосферы. В перспективе исследования Мирового океана должны привести к лучшему использованию его огромных биологич., минеральных, энергетич. и других ресурсов, а также способствовать совершенствованию средств защиты океана от загрязнений.

Большое внимание в нашей стране уделяется организации гос. заповедников, к-рые являются по существу зонами сохранения и исследования генетического фонда биосферы. Деятельность гос. заповедников осуществляется в соответствии с принципами сохранения представительных эталонов природы и генофонда. Гос. заповедники и заказники наряду с предприятиями лесного, рыбного, охотничьего хозяйства выполняют большую работу по восстановлению запасов ценных растений и животных, в т. ч. и тех, к-рые находятся на   грани   исчезновения.

Наша страна достигла больших успехов и в развитии мелиорации земель, в борьбе с эрозией почв, в регулировании и перераспределении стока рек и в решении других проблем, связанных с улучшением земель. За сравнительно короткий срок сделано немало по полезному преобразованию природы: стали цветущими многие участки пустынь Средней Азии и Казахстана, целинных земель, заболоченных участков Белоруссии и Грузии, на огромных пространствах приостановлен процесс эрозии почв, восстановлена до промысловых размеров численность ряда ценных пушных зверей. Программа мелиорации земель по своим масштабам не имеет равных в мировой практике. Уже в 1971 г. площади орошаемых и осушенных земель превысили 21 млн. га. Только в 1974 г. сдано в эксплуатацию св. 2 млн. га улучшенных полей. Заканчивается сооружение 9 крупных гос. оросительных систем.

Проблема охраны природы уже сегодня выдвигает много сложных вопросов, требующих от работников спец. знаний. Поэтому наряду с созданием тех-нйч. базы в области" охраны окружающей среды расширяется проф. подготовка кадров специалистов. Учитывая это, Министерство высшего и среднего специального образования СССР разработало меры по улучшению учебной и научно-исследовательской работы в области окружающей среды. В учебные программы с 1973 г. введен раздел «Охрана природы» с тем, чтобы дать будущим специалистам основные сведения о проблеме охраны природы и путях ее практич. решения. Во многих технич. вузах началась подготовка инженеров, технологов, архитекторов и других специалистов по вопросам охраны окружающей среды.

Советское государство всемерно поддерживает деятельность общественных организаций, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природной среды. Особое внимание уделяется всспитанию у молодежи любви к родной природе. Большое значение придается усилению пропаганды знаний об окружающей среде. При этом широко используются средства массовой информации. К участию в работе по охране природы привлекаются широкие слои общественности, всесоюзное и республиканские об-ва «Знание». Большая работа проводится Всесоюзным советом научно-технич. об-в (ВСНТО) и его первичными организациями по координации деятельности научно-технич. общественности и объединению усилий специалистов, по разработке рекомендаций, направленных на улучшение планирования и эконо-мич. работы в области охраны окружающей среды, совершенствование технич. средств и технологич. процессов, по обобщению и распространению передового научно-технич. и производственного опыта и содействию в подготовке и повышении квалификации специалистов в зтой области. Первичные организации ВСНТО на местах активно содействуют выполнению намеченных гос. планами мероприятий по охране природы, разрабатывают и реализуют инженерные меры защиты природы, осуществляют общественный контроль за строительством и эксплуатацией очистных сооружений.

Принимая эффективные меры по защите и улучшению окружающей среды в стране, Коммунистическая партия и правительство СССР придавали и придают важное значение расширению всестороннего международного сотрудничества в этой области. Советский Союз исходит из того, что наиболее рациональным подходом к успешному решению проблемы окружающей среды, имеющей глобальный и сложный характер, может быть только объединение усилий всех государств. С первых дней своего существования Советское государство проводит активную деятельность в этом направлении. Еще в 1922 г. между РСФСР и Финляндией было заключено двустороннее соглашение о водоис-пользовазли и регулировании рыбной ловли в пограничных водных системах. Аналогичная конвенция была подписана в 1927 г. с Турцией. В том же году СССР подписал соглашение с Ираном о совместной эксплуатации рыбных промыелоз юж. побережья Каспийского моря. Соглашения по вопросам охраны вод и рыболовства были подписаны Советским Союзом с соседними странами, а с нек-рыми странами, кроме того, были заключены соглашения по совместной бсрьбе с лесными пожарами и проведению   карантинных   мероприятий.

Успешно осуществляется сотрудничество по охране окружающей среды с со-циалистич. странами как на двусторонней, так и на многосторонней основе в рамках СЭВ. В принятой в июле 1971 г. XXV сессией СЭВ Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции стран — членов СЭВ предусматривается, в частности, совместная разработка ряда крупных проблем по защите воздуха от загрязнения, охране вод, рациональному использованию ресурсов полезных ископаемых и др.

Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является составной частью Программы Мира, принятой XXIV съездом КПСС. Выступая на этом съезде с отчетным докладом, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев говорил по этому вопросу: «Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана».

Претворяя в жизнь Программу Мира, Советский Союз заключил в последнее время соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с США, Францией, Швецией, Канадой, ФРГ, Англией, Италией, Ираном и другими  странами.

СССР и другие социалистич. государства выступили инициаторами широких коллективных мероприятий в решении проблемы окружающей среды. Как известно, в предложенном Советским Союзом на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе проекте Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе специально говорилось о необходимости для всех государств континента развития двусторонних и многосторонних связей в области защиты окружающей среды. Раздел, посвященный развитию таких связей, был включен в проект, предложенный участниками совещания делегациями ГДР и ВНР. Указанные предложения СССР, ГДР и ВНР были единодушно поддержаны участниками Общеевропейского совещания и нашли полное отражение в Заключительном акте этого исторического форума, подписанном в Хельсинки 1 августа 1975 г. руководителями 33 европейских государств, а также США и  Канады.

В этом документе, как известно, провозглашается, что «защита и улучшение окружающей среды, а также охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений являются одной из задач, имеющих большое значение для благосостояния народов и экономического развития всех стран, и что многие проблемы окружающей среды, в частности в Европе, могут быть эффективно решены только путем тесного международного   сотрудничества».

Государства — участники Общеевропейского совещания четко определили конкретные цели сотрудничества по указанной проблеме, наметили наиболее важные области, возможные прогрессивные формы и методы этого сотрудничества. Они согласились сотрудничать,   в  частности,   в  таких  областях, как борьба с загрязнением воздуха; охрана вод от загрязнения и использование пресных вод; охрана морской среды; охрана почвы и использование земель; охрана природы и заповедники; улучшение состояния окружающей среды в населенных р-нах; фундаментальные исследования, наблюдения, прогноз и оценка изменений в окружающей среде; правовые и административные меры   по   охране   окружающей   среды.

Успешное завершение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе дало мощный импульс развитию международного сотрудничества по проблемам охраны и улучшения окружающей среды. Эти проблемы намечено решать как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в т. ч. региональной и субрегиональной. При этом предполагается полностью использовать имеющиеся и потенциальные возможности существующих международных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, в частности Европейской экономической комиссии ООН, и Программы ООН по окружающей среде, в к-рых Советский Союз активно участвует и вносит конструктивный вклад в разработку и осуществление   их   программ.

См. также Санитарная охрана атмосферного воздуха, Санитарная охрана водоемов, Санитарная охрана почвы, Санитарная охрана территории.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ: "Популярная медицинская энциклопедия"

 

 Смотрите также:

 

 Медицинская энциклопедия  "Справочник фельдшера"  Внутренние болезни  Инфекционные болезни  "Физиология человека"  "Лекарственные препараты"  Журнал Здоровье  Твоё здоровье (Знание)   Домашний доктор  Семейная энциклопедия  Здоровая семья  Бенджамин Спок "Разговор с матерью"  Вирусы гриппа и грипп  Энциклопедия народного целительства   Домашний лечебник  Лечебник  Энциклопедия самолечения. Лечимся дома природными средствами

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика