Вся библиотека >>>

Содержание книги >>>

 

Медицинская литература

Здоровая семья


Раздел: Медицина 

 

Первые шесть месяцев

 

 

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Первые шесть месяцев жизни ребенка являются временем его очень быстрого роста и такого же быстрого сближения с родителями и другими членами семьи. Очень много литературы написано о важности тесного физического контакта между матерью и ребенком, и всякая возникающая в будущем враждебность между ними является следствием слишком раннего отделения ребенка от матери.

Очень важно, чтобы родители не беспокоились чрезмерно по поводу необходимости соблюдения тесного контакта с ребенком в раннем периоде его жизни. При этом нужно учитывать следующее:

•          Первые исследования, заявившие о благоприят

ных результатах раннего отделения ребенка от ма

тери, неоднократно проверялись с использова

нием различных методик, и их выводы не под

твердились.

•          Недоношенные и больные младенцы часто нуж

даются в краткосрочном пребывании в условиях

инкубатора сразу после рождения, и у многих из

этих детей впоследствии развиваются нормаль

ные взаимоотношения с членами их семей, осно

ванные на любви и доверии.

• Совершенно нормальные родители иногда в течение нескольких часов или дней после рождения своего ребенка не испытывают по отношению к нему никаких особенных чувств. Мать может быть слишком утомлена родами, а у отца наблюдается нервное перенапряжение в связи с новыми обязанностями и даже что-то вроде ревности из-за того, что отныне ему придется делить с ребенком внимание своей жены. Очень важно при этом осознать свои чувства и обсудить их с кем-нибудь.

Новорожденный ребенок

Поведение. Новорожденные младенцы около двадцати часов в сутки проводят во сне, а проснувшись, обычно плачут или ведут себя беспокойно, что часто изматывающе действует на встревоженных родителей, чувствующих, что ребенок либо голоден, либо требует смены пеленок, либо страдает от колик. Обычно плачущий ребенок успокаивается, когда его берут на руки или просто меняют положение, если только не пришло время кормления. Если ребенок спокоен и не хочет спать, можно попробовать установить с ним зрительный контакт. Считается, что зрение детей в таком возрасте еще не достаточно развито, однако исследования показали, что дети предпочитают фиксировать взгляд на объектах, имеющих форму человеческого лица, а также разглядывать яркие цвета. Поэтому для развития зрительных способностей ребенка полезно смотреть ему в лицо и передвигать в пределах его поля зрения яркие цветные предметы. Слуховое восприятие новорожденного также еще ограничено звуками самого непосредственного окружения, однако он уже способен реагировать на человеческие голоса, поэтому нужно разговаривать с ребенком с самого его рождения.

Осмысленная улыбка, направленная к окружающим, появляется у ребенка приблизительно к шестой неделе жизни. Этот очень важный момент его развития обязательно нужно заметить.

Физическое развитие. Средний младенец при рождении весит 3,4 кг и имеет рост 50 см. Новорожденный не может держать головку и шею самостоятельно и сохраняет сразу после рождения зародышевую позу: руки согнуты, колени подтянуты к животу.

В соответствии с рекомендациями, разработанными британским министерством здравоохранения в 1991 г., родителям не следует класть своего ребенка на живот. Спать младенца лучше всего укладывать на бок, завернув в одеяло. Второе свернутое одеяло, подложенное сзади, предохранит младенца от переворачивания во сне на спину.

Более взрослые, окрепшие младенцы обычно сами выбирают себе наиболее удобное положение для сна, независимо от того, как вы их укладываете.

Новорожденные дети обладают следующими примитивными рефлексами:

•          Хватание — если на открытую ладонь младенца

положить    какой-либо    предмет,    его    пальцы

плотно сожмутся вокруг него.

•          Вздрагивание (реакция Моро) — в ответ на внезап

ный шум или движение младенец раскидывает в

стороны руки и ноги, а затем снова прижимает их к

себе /см. раздел 5.1 (г) /.

•          Ходьба — если прижать ступни младенца к какой-

либо твердой поверхности, он начнет передвигать

их, как при ходьбе.

 Поддержка — младенец автоматически начинает поддерживать собственный вес, если держать его на руках в вертикальном положении.

 •         Сосание - при прикосновении к губам младенца

он начинает совершать ритмичные сосательные

движения.

•          Поиск груди — при прикосновении к щеке младенца он поворачивает голову, готовясь сосать грудь.

Сильнее всего эти рефлексы проявляются в первые недели жизни, но затем постепенно исчезают.

 

Три месяца

Поведение. Ребенок выглядит более бодрым и уже воспринимает окружающую его обстановку, а также может издавать голосом отдельные гласные звуки, такие, как «а-а» или «о-о». Он может начать проявлять признаки волнения, связанные с предвкушением кормления. Ребенок также начинает проявлять интерес к собственным рукам и проводит значительное время, разглядывая свои пальцы и двигая ими.

Физическое развитие. Ребенок уже лучше контролирует движения своих рук и ног. В различных положениях он может выполнять следующие движения:

•          Лежа на животе

—        Поднимает головку под углом примерно в 60° и

удерживает это положение в течение несколь

ких минут.

—        Удерживает вес тела на предплечьях.

—        Раскидывает в стороны ноги и бьет по под

стилке одной или сразу двумя ногами.

•          Сидя

—        Удерживает в равновесии голову, но еще слабо

управляет верхней частью своего тела.

—        Управление головой развито уже настолько,

что ребенок может поворачивать ее и следить

за двигающимися предметами.

•          Стоя

—        Может удерживать часть собственного веса на

ногах.

—        Держит голову в равновесии на одной линии с

телом.

—        Появляются рефлексы ходьбы.

•          Хватательные движения:

—        Сжимает предмет, вложенный ему в руку, ис

пользуя при этом весь кулак.

—        Разжимает кулак через несколько секунд, но

еще не может делать этого произвольно.

—        Еще не может протянуть руку, чтобы схватить

что-либо, а также не может двигать рукой,

когда в кулаке что-то зажато.

Шесть месяцев

Поведение. Ребенок уже с готовностью поворачивает голову, заслышав голос матери, которая входит в комнату. Он издает звуки различной высоты, используя при этом двойные слоги — «да-да», «та-та» и т.д. Теперь он кричит, когда сердится, а также реагирует на эмоциональные изменения в голосе говорящего с ним знакомого человека. Ребенок начинает узнавать тех, кто за ним ухаживает, и проявлять недоверие к незнакомцам.

 



Физическое развитие. Движения, на которые способен шестимесячный ребенок, перечислены ниже:

На спине

—        Ребенок поднимает голову и рассматривает

свои ноги.

—        Поднимает ноги прямо перед собой и хватает

руками одну ногу или (позже) сразу обе.

—        Чередуя ноги, совершает ими сильные толка-

тельные движения.

На животе

—        Ребенок, положенный на живот, высоко подни

мает голову и грудь, поддерживая себя ладо

нями расставленных рук.

—        Может переворачиваться с живота на спину и со

спины на живот.

—        Оживленно двигает руками и протягивает их

вверх, чтобы его подняли.

Сидя

—        Ребенок сидит, опираясь на спинку кровати или

коляски, и поворачивает голову, оглядываясь

по сторонам.

—        Взятый за руки лежащий ребенок напрягает

плечи и, подтягиваясь руками, садится.

В положении сидя ребенок твердо держит спину и голову прямо; несколько мгновений он может сидеть так самостоятельно.

 

 Стоя

—        Поставленный на твердую поверхность, ребе

нок переносит всю тяжесть своего тела на ноги.

—        Поддерживаемый в положении стоя, ребенок

может подпрыгивать на месте.

 Хватательные движения

—        Ребенок   немедленно    замечает   небольшие

предметы (игрушки или сладости) на расстоя

нии 15—30 см, заинтересовывается ими и протя

гивает к ним обе руки, чтобы схватить.

—        Большую часть схваченных предметов кладет

себе в рот.

—        При захвате использует всю ладонь полностью

и может перекладывать игрушки из одной руки

в другую.

—        Если игрушка выпадает из руки, ребенок ищет,

куда она упала, однако, если она находится вне

поля его зрения, он скоро забывает о ней.

 

5.2(6)   ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ГРУДИ

В течение первых четырех-шести месяцев жизни ре

бенка молоко, вода и витамины А, С и Д снабжают

его всеми необходимыми питательными компонен

тами, поэтому более твердая пища в этот период

ему не нужна. Установлено, что пищеварительная

система маленького ребенка не способна спра

вляться с белками, содержащимися в пшенице (осо-

 бенно с клейковиной, ведущей к заболеваниям

брюшной полости у детей), и с высокой концентра-

цией соли, которой характеризуются многие про-

дукты питания. Широко распространенное ранее мнение, что преждевременное введение в рацион ребенка твердой пищи ведет к тому, что в будущем он станет страдать ожирением, в настоящее время не находит подтверждения.

Перевод ребенка с молочной диеты на более твердую пищу преследует следующие цели:

•          Сделать пищеварение ребенка менее зависимым

от молока. К концу первого года жизни ребенка

молоко по-прежнему остается важным компонен

том его питания и в идеале должно составлять 40%

от общей калорийности его рациона.

•          Ввести в рацион ребенка пищу разнообразной труктуры, приготовленную сначала в виде пюре, а затем — и в виде твердых кубиков, стимулирующую жевательные способности ребенка.

•          Приучить ребенка к различным видам продуктов

и к широкому спектру разнообразных вкусов.

•          Постепенно приучить ребенка к пище, обычно по

даваемой на стол в его семье, чтобы дать ему воз

можность участвовать в совместных семейных

трапезах.

•          Ввести в рацион ребенка железо, поскольку груд

ное и необогащенное коровье молоко являются

плохим источником железа. В первые три или че

тыре месяца жизни ребенок располагает достаточ

ным запасом железа, полученным им от матери в

последние недели беременности. Однако через

четыре месяца эти запасы истощаются, поэтому

ребенку необходима пища, богатая этим компо

нентом.

•          Научить ребенка есть с ложки и пить из чашки.

Переход на твердую пищу

Процесс отучения ребенка от груди часто доставляет родителям много хлопот, особенно если это их первый ребенок. Иногда бывает весьма полезно обсудить эту проблему с кем-нибудь из специалистов — во время визита приходящего на дом врача или обратившись в детскую поликлинику. Хотя продукты фабричного производства часто бывают достаточно удобны, пользование ими может привести к ненужным расходам, особенно на первых порах, когда ребенку требуется еще очень малое количество твердой пищи и остатки ее приходится выбрасывать, поскольку повторное их использование небезопасно для здоровья младенца. Поэтому лучше пользоваться специальным образом приготовленной домашней пищей, которая, будучи более дешевой, зачастую является и более питательной.

Поначалу ребенку следует предлагать половину чайной ложки новой пищи перед обычным кормлением грудью или из бутылки. Лучше делать это утром или сразу после полудня, так как на первых порах эта процедура будет отнимать немало времени. Родителям следует выбрать поэтому  наименее   загруженный  участок  днев-

ного времени, чтобы доставить ребенку и себе максимальное удовольствие от этого нововведения. Если ребенок отказывается от какого-то определенного продукта, следует обратиться к чему-нибудь еще, имеющему другой вкус, а отвергнутый продукт предложить ребенку позже, несколько дней спустя. Сражений с упрямством ребенка при кормлении лучше избегать, так как они могут привести к возникновению длительных проблем с питанием и, кроме того, скажутся на взаимоотношениях ребенка и того человека, который за ним ухаживает.

Большинство детских консультантов и диетологов в качестве первого твердого продукта рекомендуют детский рис, поскольку его легко готовить, вкус его (смешанного с молоком) нравится многим детям и он достаточно экономичен. Детский рис также позволяет не прибегать на первых порах кормления твердой пищей к пшеничным белкам, так как многие маленькие дети плохо их переносят. К сожалению, все крупы очень богаты калориями и, употребляемые в чрезмерных количествах, могут привести к появлению у ребенка лишнего веса. Поэтому желательно, чтобы ребенок получал в день не более одной порции каши, сваренной на молоке без сахара и даваемой с ложки. Ни в коем случае не следует добавлять кашу в бутылку с искусственной молочной смесью, потому что это, во-первых, нарушит состав смеси, а во-вторых, не будет способствовать тому, чтобы ребенок научился есть с ложки.

В качестве первых твердых продуктов для ребенка подойдут также овощные пюре, например картофельное или морковное, пюре из бананов или процеженный бульон из цыпленка. Для приведения домашней пищи в пюреобразное состояние можно использовать детский смеситель или миксер, однако начиная с шестимесячного возраста ребенок вполне может выдержать более твердую пищу. К этому времени у него начинают прорезаться первые зубы, однако    нет    необходимости    дожидаться,    пока

они вырастут.

Соль и специи не следует добавлять в про-мышленно изготовленную пищу для детей, а потребление сладких продуктов необходимо свести к минимуму, чтобы избежать возникновения кариеса зубов, которые начинают прорезываться.

 

По мере того как объем твердой пищи, принимаемой ребенком, увеличивается, количество молока в его рационе должно постепенно уменьшаться. Ребенок должен получать грудное молоко или детские молочные -смеси, как минимум, до шестимесячного возраста, а в идеале — в течение всего первого года жизни. Хотя во многих диетических рекомендациях отмечаются преимущества молока с низким содержанием жиров, оно не подходит для питания детей, которые до двухлетнего возраста должны получать продукты из цельного молока.

Когда на улице стоит жаркая погода, ребенок нуждается в дополнительном количестве жидкости, поэтому, чтобы не допустить обезвоживания организма, ему можно предложить не очень сладкий фруктовый сок с мякотью или охлажденную кипяченую воду.

После семи месяцев ребенку можно давать кусочки более твердой пищи, например хлеб с коркой, очищенные яблоки или морковь, что способствует прорезыванию зубов, однако при этом никогда нельзя оставлять ребенка за едой одного, чтобы он не подавился. К этому возрасту ребенок уже может проявить желание принимать более активное участие в процессе кормления. Хотя это может доставить родителям массу дополнительных хлопот, такие попытки следует поощрять, приняв необходимые меры предосторожности в виде детского нагрудника, надетого на ребенка, и клеенки, расстеленной на ковре. В возрасте девяти месяцев ребенок уже может присутствовать при большинстве семейных трапез.

 

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК БОЛЕН, И В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЛЕДУЕТ ВЫЗЫВАТЬ ВРАЧА

Всех родителей очень волнует состояние здоровья их детей. Поэтому необходимо, чтобы вы всегда могли связаться с семейным врачом, акушеркой или специальным консультантом лично или по телефону. Обычно беспокойство, связанное со здоровьем маленьких детей, чаще всего возникает по поводу их питания, сна, плача и особенностей выделительной системы.

 

Питание

Привычки питания ребенка могут слабо варьироваться день ото дня, а по мере его роста у него появится тенденция съедать за один раз большее количество еды и делать более длительный перерыв между приемами пищи. Однако если нормальный здоровый ребенок отказывается от пищи в течение 24 часов, его следует показать врачу. Потеря аппетита может указывать на то, что у ребенка начинается инфекционное заболевание, особенно если это сопровождается изменениями в деятельности выделительной системы или рвотой. Хотя регулярное взвешивание не является необходимой процедурой для здорового ребенка, родители часто прибегают к нему, чтобы обрести полную уверенность в том, что с их ребенком все в порядке.

В местных поликлиниках вы можете взвесить своего ребенка и обсудить со специалистом все волнующие вас проблемы.

Сон

Некоторые дети спят меньше других, и существует даже особое направление в науке, утверждающее, что потенциально более умным детям требуется меньше времени на сон. Проблема заключается в том, что младенцы с трудом воспринимают разницу между днем и ночью, поэтому распорядок их сна может не совпадать с распорядком сна их родителей. Это может стать причиной повышенной утомленности и раздражительности родителей, причем их раздражительность может передаться ребенку, отчего он в свою очередь станет еще более беспокойным. Больной ребенок, вероятнее всего, будет выглядеть вялым и спать подолгу, пропуская время кормления. Такое поведение является причиной для тревоги. Если ребенок ведет себя по ночам слишком беспокойно, можно обратиться к специалисту за советом, как следует отрегулировать нормальный распорядок сна ребенка. Часто это достигается путем изменения времени кормления, когда последний прием пищи переносится на более позднее время, что обычно позволяет родителям проспать шесть или семь часов без перерыва.

Давать ребенку лекарства, обладающие снотворным действием, не рекомендуется, за исключением тех случаев, когда все остальные способы не возымели успеха. Такое лечение назначается врачом и проходит под его наблюдением.

Плач

Ребенок, кричащий в течение определенного промежутка времени,— вполне нормальное явление. Обычная продолжительность плача каждого ребенка индивидуальна, но в среднем она составляет 2 часа в сутки. В течение первых дней жизни плач ребенка является его единственной видимой реакцией на окружающую обстановку, и зачастую трудно бывает установить, чем он вызван.

У новорожденного очень развиты рефлексы, отвечающие за правильное положение тела, поэтому если положить его на спину, его руки и ноги раскинутся в стороны, что немедленно спровоцирует его плач. Обычно его можно легко успокоить, перевернув на живот или завернув в одеяло. Вероятно, в этом главная причина того, почему младенцев пеленают в первые месяцы жизни, а в некоторых странах матери до сих пор имеют обыкновение привязывать ребенка к своей спине.

Голод является сильным стимулом для плача, но следует помнить, что дело может быть не только в нем, поскольку переедание также может стать причиной плача, вызванного перенапряжением желудка от избытка пищи. Ребенок может плакать и от утомляющего однообразия, и в этом случае его успокоит перемена положения. Вы не избалуете своего малыша, если возьмете его на руки. Но и противоположное мнение тоже не лишено оснований, и плач в течение короткого времени не причинит здоровому ребенку никакого вреда, если вы по каким-то причинам не можете оказать ему внимание немедленно.

Очень распространено мнение, что главная причина плача ребенка — грязные пеленки, однако на самом деле дети редко плачут из-за этого. Хотя ребенок действительно кричит, когда ему холодно, испачканные пеленки оказывают скорее согревающий эффект (как минимум, в первые минуты). Тем не менее ребенка нельзя надолго оставлять в грязных пеленках, так как это может стать причиной раздражения кожи.

Прорезывание зубов не является причиной длительного плача: если это было бы так, всем людям пришлось бы плакать не переставая с шести месяцев до двенадцати лет. Часто за мнимой зубной болью прячется более серьезная причина для плача, например инфекционное воспаление в ухе.

И наконец, следует помнить, что плач вообще

отнимает у ребенка много сил, поэтому по-настоящему больной ребенок плакать, скорее всего, не будет.

Деятельность выделительной системы

Деятельность выделительной системы ребенка варьируется в зависимости от того, как он ест. Дети, питающиеся грудным молоком, часто не испражняются по нескольку дней, и это совершенно нормально. Стул у них мягкий, ярко-желтого цвета, но, если такого ребенка перевести на питание искусственной молочной смесью, стул станет тверже и более выраженной формы. Это отнюдь не указывает на запор, это просто признак перемены рациона. От некоторых видов искусственного питания у детей бывает стул зеленого цвета, что связано с включением желчи в процесс обмена веществ и является также нормальным. Грудные младенцы не контролируют деятельность своего кишечника, и, хотя иногда кажется, что ребенок прикладывает усилия, чтобы опорожниться, это чисто рефлективные действия. Если родители все же уверены, что у ребенка запор, тогда следует ввести в его рацион дополнительное количество фруктовых соков с мякотью, овощей и охлажденной кипяченой воды, но не прибегать к слабительным или добавочным порциям сахара в еде.

Понос у маленьких детей — гораздо более серьезное явление, так как он может быть признаком гастроэнтерита. Если у ребенка учащается стул — когда пеленки необходимо менять по пять-шесть раз в день — или если он выглядит слишком водянистым, слизистым или имеет чрезвычайно сильный запах, следует немедленно вызывать врача. Кормление молоком в этом случае обычно приостанавливается, и ребенку прописываются минеральные вещества, даваемые с водой. Дети, у которых начался понос, быстро теряют большое количество жидкости из организма, поэтому очень важно обратиться за помощью как можно скорее, особенно если понос сопровождается рвотой.

Многие дети отрыгивают после еды небольшое количество пищи. Более взрослые дети могут спровоцировать рвотный рефлекс, засовывая в рот пальцы, и, хотя многие родители смотрят на такую привычку как на что-то ненормальное, она не служит признаком плохого самочувствия ребенка.

Помощь врача доступна любой семье, поэтому существует золотое правило — если вас беспокоит состояние вашего ребенка, обращайтесь за ней.

5.2 (г)   ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ ГРУДНЫХ МЛАДЕНЦЕВ

Это ужасное явление называется также внезапной смертью или синдромом внезапной детской смерти.

Определение этого явления, принятое в США в 1969 г., звучит следующим образом:

«Внезапная смерть грудного младенца или маленького ребенка, которой не предшествовали никакие угрожающие признаки и адекватную причину которой не удается установить при тщательном исследовании после вскрытия». Внезапная смерть грудного младенца не является, следовательно, следствием какого-то определенного заболевания и может быть случайной, сопровождаемой различными факторами, сыгравшими роль спускового крючка.

Наиболее уязвимы дети в возрасте от двух до четырех месяцев, а вообще 75% всех случаев внезапной детской смертности происходят в возрасте до шести месяцев. Статистика показывает, что в среднем большее число смертных случаев происходит в январе, феврале и марте, по сравнению с остальными месяцами года.

Случаи внезапной детской смерти отмечаются на протяжении всей истории человечества, а самое раннее упоминание о ней содержится в Ветхом завете. В течение многих веков внезапная смерть ребенка объяснялась внезапным случайным удушьем во время сна. Лишь в 1950 — 1960-х годах исследователи принялись за выяснение обстоятельств, сопутствующих этому явлению. Несмотря на тридцатилетние усилия, единой причины внезапной детской смерти определить не удалось, но было установлено несколько факторов, связанных с нею. Эти данные ни в коей мере не являются окончательными, к внезапной смерти ребенка может привести большое количество различных факторов. Все же знание полученных данных поможет родителям уберечь своего ребенка от ужасной случайности.

Возможные факторы, сопутствующие внезапной смерти ребенка

Неустановленная болезнь. Задержка роста и неважное состояние ребенка могут указывать на затянувшуюся болезнь.

Перебои в дыхании. В практике отмечены случаи, когда ребенок страдает от эпизодических случаев прекращения дыхания (апноэ), чаще всего во время сна. Следует подчеркнуть, что случаи апноэ весьма обычны среди совершенно здоровых детей и самые глубокие исследования не смогли доказать связь между ними и случаями детской смерти. Тем не менее подобные эпизоды производят угнетающее впечатление на родителей, и дети, подверженные этому явлению, обычно держатся под наблюдением, вплоть до вызова скорой помощи.

Нарушения в иммунной системе. В первые два месяца жизни ребенка защищают от инфекций антитела, полученные им от матери во время пребывания в утробе или через грудное молоко. Существует мнение, что у некоторых детей не происходит эффективного развития собственной иммунной системы и они, следовательно, особо уязвимы для инфекции.

Исследования показали, что матери внезапно умерших детей имеют повышенную аллергическую чувствительность по сравнению с показателями контрольных групп. Предполагается, что наиболее частыми аллергическими раздражителями являются частицы домашней пыли и белок коровьего молока. Установлено, что среди тех детей, которые питаются грудным молоком, показатель внезапной смертности ниже, чем среди детей, находящихся на искусственном питании

Нарушения температурного режима. Естественная система регуляции температурного режима тела у маленьких детей не действует, особенно у тех, кто при рождении имеет низкую массу тела. Поэтому холод и избыточное тепло для незащищенного ребенка представляют смертельную опасность. Низкая температура окружающего воздуха может привести к переохлаждению ребенка, а слишком высокая — обычно вследствие чрезмерного укутывания — является сопутствующим фактором в некоторых смертных случаях.

 

Удушье. Случайное удушье, иногда вызванное чрезмерным укутыванием ребенка, также является причиной некоторых случаев внезапной смерти. Это может произойти также, если ребенок спит между родителями, один из которых (или оба) находится под воздействием алкоголя или наркотиков. Причиной внезапного удушья может стать и неподходящее место для сна ребенка, например диван. Следует помнить, что дети в возрасте до одного года должны спать в кроватке или в коляске без подушки.

Инфекция. Многие исследования отмечают связь между вирусными заболеваниями дыхательной системы и случаями внезапной смерти детей. Их возникновению могут сопутствовать низкий вес тела при рождении и угнетенное состояние иммунной системы ребенка, который в этих случаях становится более подвержен инфекционным воздействиям. Детей, у которых в результате простуды поднимается жар, встревоженные родители чрезмерно укутывают, что во много раз повышает опасность внезапной смерти ребенка.

Снижение риска

Исходя из того, что существуют определенные факторы, способствующие наступлению внезапной смерти ребенка, некоторые ученые-медики разработали систему выявления детей, наиболее подверженных этому риску. Целью этой системы является учет детей по таким признакам, как возраст матери, количество предыдущих беременностей, вес ребенка при рождении, курила ли его мать во время беременности, способ питания и т.д. Детей, имеющих высокий показатель риска, чаще посещает врач, и их вес фиксируется один или два раза в неделю в течение первых месяцев жизни. Весовые показатели помогают установить отклонения в нормальном развитии ребенка, а родителей в это время учат распознавать любые симптомы болезни у их малыша. В тех районах, где эта система была введена в практику, показатели внезапной детской смертности понизились.

Роль родителей в предотвращении риска

По имеющимся данным, показатель внезапной детской смертности значительно ниже в тех семьях, где за ребенком организован тщательный уход и где он практически никогда не остается один в течение

первых месяцев жизни. Хотя такая информация очень полезна, необходимо помнить, что сообщения о случаях внезапной детской смерти из таких семей поступают не очень аккуратно.

Исходя из этой информации, программа, направленная на снижение риска детской смертности, предполагает, что в течение первых месяцев жизни ребенок должен как можно реже оставаться в одиночестве. Ребенку следует спать в комнате родителей, предпочтительнее — рядом с их кроватью. В первые месяцы, пока вес ребенка еще незначителен, одному из родителей следует носить его на спине или груди при помощи специальной перевязи в течение дня и особенно, когда он спит.

Недоношенные дети требуют особо тщательного контроля со стороны врача, акушерки и других специалистов. Родители могут помогать им следить за весом ребенка и обращаться к ним при малейших появлениях признаков его болезни или ухудшения самочувствия.

Родители, пережившие внезапную смерть своего ребенка

Любая потеря ребенка является ужасной трагедией, но если смерть наступает внезапно, когда ее никто не ожидает, то чувства горя, сожаления и вины могут оказаться невыносимыми и продлиться много лет. Поддержка и понимание со стороны членов семьи и друзей поможет в этом случае лучше всего. Решение о том, стоит ли заводить нового ребенка, принимается самостоятельно, но вы всегда можете обратиться к своему врачу за советом и поддержкой в таком решении.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ:  «Здоровая семья»     

 

Смотрите также:

 

Медицинская энциклопедия  Семейная энциклопедия  Резервы здоровья наших детей  Журнал Здоровье  Твоё здоровье (Знание)   Домашний доктор

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика