Вся библиотека >>>

Содержание книги >>>

 

Медицинская литература

Здоровая семья


Раздел: Медицина 

 

Ребенок в возрасте до пяти лет. Новорожденный

 

 

5.1 (а)    КОРМЛЕНИЕ

Кормление грудью представляет собой идеальный способ обеспечить ребенка полноценным питанием и при условии, что мать и малыш чувствуют себя достаточно хорошо, может начинаться непосредственно после родов. Если никаких затруднений при этом не возникает, то этот способ является наиболее приятным, удобным, питательным и экономичным. Кроме того, он прививает новорожденному пассивный иммунитет к некоторым болезням еще до того, как начнет развиваться его собственная иммунная система.

Окончательное решение относительно способа кормления ребенка в любом случае принимает мать, однако ей следует делать выбор на основе необходимой информации, которую в непринужденной частной беседе ей должен предоставить представитель медицинского персонала. Кормящая мать, чувствующая внутреннее предубеждение против такого способа кормления своего младенца, не сможет продолжать его в течение длительного периода времени, и, помимо этого, ее напряжение, порожденное неуверенностью или страхом оказаться кормилицей, не способной обеспечить полноценное питание, обязательно передастся ребенку.

Также необходимо помнить, что среди матерей существуют такие, которые по тем или иным причинам не способны кормить своих детей грудью. Таких матерей следует убедить в том, что альтернативное питание, чисто приготовленное и даваемое ребенку с любовью, обеспечит его всем необходимым для благополучного начала его жизни (см. ниже раздел «Искусственное питание»).

Кормление грудью

В течение первых трех дней после рождения ребенка материнская грудь вырабатывает вещество под названием молозиво, наиболее соответствующее потребностям младенца в этот период; собственно молоко появляется после того, как новорожденный становится способен принимать его. Питательные компоненты, содержащиеся в молозиве и материнском молоке, приведены в таблице, куда для сравнения помещены данные по коровьему молоку.

Кормление грудью должно доставлять удовольствие как младенцу, так и его матери. Если мать еще неопытна, то на первых порах могут возникнуть определенные трудности. Мать может неправильно подносить ребенка к груди, или он останется голодным потому, что при начале кормления молоко еще «не подошло», поэтому кормящая мать нуждается в любви и поддержке своей семьи и друзей, а также в помощи акушерки. Это поможет молодой матери обрести необходимую уверенность в себе и снимет излишнее напряжение. Молозиво является идеальной пищей для ребенка в течение первых трех дней его жизни. Помимо ценных питательных компонентов, содержащихся в материнском молоке, тесный физический контакт между матерью и ребенком поможет установить между ними хорошие эмоциональные взаимоотношения и любовь, которые станут основой здоровой семьи в будущем.

Очень важно, чтобы мать чувствовала себя удобно в процессе кормления грудью. Возможно, ей захочется сходить в туалет и вымыться, прежде чем приготовить для себя все необходимое, что может понадобиться в процессе кормления, например коробку с салфетками или стакан воды. Ребенок также должен чувствовать себя удобно, и если он не кричит от голода, то мать может потратить несколько минут перед началом кормления на то, чтобы сменить ему подгузник, а также немного приласкать младенца и поговорить с ним. Большинство матерей предпочитают проводить кормление сидя, другим больше нравится делать это лежа на боку, особенно если они чувствуют напряжение в ягодицах при сидении.

Для проведения успешного кормления младенца грудью существенным является его правильное положение. Ребенок должен быть крепко прижат к матери, чтобы его головка и плечи поддерживались ее предплечьем. Лицо ребенка должно быть обращено к груди, центр рта должен находиться на уровне соска. Тяжелую грудь следует придерживать рукой так, чтобы пальцы полностью лежали на ребрах; большой палец при этом иногда помещается на верхнюю часть груди. Если ребенок захватывает губами только один сосок, его следует мягко отстранить и переместить так, как показано на 73. Кормление ребенка в неправильном положении ведет к повреждению поверхности сосков и неутолению голода ребенка, не получающего в этом случае достаточного количества молока.

В настоящее время имеются существенные данные в поддержку того мнения, что процесс кормления грудью не должен быть строго ограничен по времени и что ребенка следует кормить каждый раз, когда он, проснувшись, выглядит голодным. При

начале кормления первые порции молока служат утолению жажды ребенка, но по мере того, как кормление продолжается, последующие порции становятся более питательными, с повышенным содержанием жира и белка, и приносят ребенку большее удовлетворение. Ограничение времени кормления может лишить ребенка необходимого ему высококалорийного молока.

Часть детей получает все необходимое им молоко за один раз из одной груди, в то время как другим для полного насыщения требуется молоко из обеих. Смена груди, первой предложенной ребенку при сеансе кормления, служит гарантией того, что каждая грудь поочередно полностью освобождается от молока.

 



 

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ ВАШЕГО РЕБЕНКА

 

Ваше положение

 

Сядьте прямо на кровати, подложив под спину подушку, или лягте на бок. Можно также сесть на стул с прямой спинкой или в кресло с подлокотниками. Для дополнительной поддержки можно использовать подушку.

 

Положение ребенка

 

Если хотите, можете распеленать вашего ребенка, чтобы доставить ему удовольствие от непосредственного контакта с вашей кожей. Положив себе на колени подушку, вы можете опереть на нее руку, удерживающую ребенка. Прижмите его к себе нежно, но твердо, поддерживая его головку сгибом своей руки, спину — предплечьем, а ягодицы — ладонью. Головка ребенка должна держаться прямо, не вытягиваясь вперед и не откидываясь назад; смотреть он должен прямо перед собой. Рот ребенка должен находиться на воображаемой линии, выходящей из середины вашей груди через сосок.

 

Начало кормления

 

Обхватите свою грудь другой рукой, поместив большой палец на ее верхнюю часть, а остальные положив на ребра. Касание соском губ ребенка стимулирует его открыть рот. После того как рот откроется достаточно широко, прижмите ребенка к себе так, чтобы он захватил всю околососковую область или большую ее часть. Если он захватит только сосок, прервите контакт, просунув ему между губами мизинец своей руки. Мягко оттяните вниз его подбородок, для того чтобы в рот попало больше околососковой части груди. Язычок ребенка должен располагаться под вашим соском. Не жалейте времени и добейтесь, чтобы контакт между его ртом и вашей грудью был правильным. Некоторых детей приходится этому учить специально, в то время как другие справляются с этим самостоятельно.

Искусственное кормление

Определенная часть матерей не решается на кормление своего ребенка грудью или не может осуществить его из-за различных трудностей и в этом случае прибегает к искусственному кормлению. Более того, для некоторых матерей это вообще не является вопросом выбора, например, если они принимают лекарственные препараты, которые могут попасть в молоко и причинить вред ребенку. К искусственному молоку приходится прибегать также приемным родителям и некоторым другим людям.

Для кормления новорожденных детей используются искусственные продукты, разработанные с целью заменить материнское молоко и обеспечить им единственно доступный источник питания. Они изготовляются по рецептам, максимально соответствующим химической формуле материнского молока. В настоящее время обилие искусственных продуктов для грудных детей предоставляет широкие возможности для выбора. Большинство из них вырабатывается на основе продуктов из коровьего молока, но для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку, разработано питание на основе соевого молока. Опытная акушерка или специальный консультант помогут вам выбрать наиболее подходящий для вашего ребенка вид искусственной пищи.

При приготовлении искусственного питания перед сеансом кормления очень важно соблюдать чистоту, поэтому стерилизатор является жизненно необходимой частью домашнего оборудования. Это может быть большой контейнер, позволяющий погружать бутылки и соски в стерилизующий раствор целиком, или паровой стерилизатор. В процессе стерилизации нужно следить, чтобы на стенках бутылок, погруженных в раствор, не оставалось пузырьков воздуха.

Матерям, чьи дети получают искусственное питание из бутылок, необходимо иметь, как минимум, шесть стеклянных или изготовленных из специальной пластмассы бутылок с широким горлом и набор крышек, сосок и насадок к ним. Соски необходимо менять регулярно и, кроме того, надо чистить бутылки и соски при помощи щетки для бутылок и соли (которая затем должна тщательно смываться) перед закладкой их в стерилизатор.

Некоторые матери, кормящие детей грудью, сцеживают свое молоко, чтобы кормить им ребенка из бутылки, или запасают его впрок в особых емкостях.

В этом случае им также необходимо иметь дома оборудование для стерилизации, приспособления для сбора и хранения молока, а также несколько бутылок. Ручной молокоотсос и емкости для сцеживания и хранения молока необходимо кипятить перед употреблением. Грудное молоко можно замораживать и сохранять, однако не следует держать его дольше одного месяца.

Приготавливать искусственную молочную смесь для кормления ребенка необходимо в строгом соответствии с инструкцией, приведенной на коробке или пакете. Разводить сухую смесь следует только кипяченой, предварительно охлажденной водой, соблюдая указанные в инструкции пропорции. Слишком жидкая или содержащая недостаточное количество воды пища может оказаться опасной для вашего ребенка. Бутылку с разведенной молочной смесью можно охладить под струей холодной воды и оставить в холодильнике на 24 часа. Если нет возможности убрать молочную смесь в холодильник, ее следует использовать сразу же после приготовления. Оставшаяся после кормления пища должна выбрасываться, хранить ее ни в коем случае нельзя.

Так же как и в случае кормления грудью, в процессе кормления искусственной пищей мать (или отец) и младенец должны чувствовать себя удобно и расслабленно. Температура приготовленной молочной смеси проверяется следующим образом: необходимо стряхнуть несколько капель себе на запястье, чтобы убедиться, что она достаточно подходит ребенку. Во время кормления взрослый человек должен крепко прижимать ребенка к себе, разговаривать с ним и поддерживать зрительный контакт. В этом случае ребенок не лишится тех «социальных» преимуществ, которыми обладают дети, вскармливаемые грудью.

5.1 (б)    СОДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА В ЧИСТОТЕ

Первые недели жизни ребенка, на первый взгляд, представляют собой длинную серию нескончаемых физических потребностей. Если он не голоден или не спит, то, скорее всего, нуждается в том, чтобы ему сменили пеленки, чтобы его умыли или искупали. Очень важно, чтобы ребенок содержался в чистоте и чувствовал себя удобно. Подгузники следует менять от шести до восьми раз в день и даже чаще в случае их загрязнения. Нехорошо по отношению к ребенку оставлять его долго в испачканных пеленках. Кроме того, грязные пеленки могут способствовать возникновению кожной сыпи и инфекционных заболеваний.

В настоящее время ведутся широкие споры относительно преимуществ и недостатков свободного или, наоборот, тугого пеленания, однако никаких реальных оснований признать один способ пеленания безусловно лучше другого пока нет. Окончательный выбор обычно принадлежит матери и соображения экономии и удобства обращения с пеленками зачастую являются решающими факторами. Нет никакого смысла, к примеру, обзаводиться двумя дюжинами плотных пеленок из махровой ткани, если у вас нет ни места, ни подходящего оборудования для их сушки.

Уход за верхней и нижней частями тела

•          Новорожденные дети должны содержаться в над

лежащей чистоте при помощи регулярных обмы

ваний лица и нижней части тела. Ягодицы ребенка

следует мыть каждый раз при смене пеленок, неза

висимо от того, запачканы они или нет. Един

ственное исключение может быть сделано ночью,

когда бывает достаточно просто сменить мокрые

пеленки на сухие, с тем чтобы дать ребенку по

нять, что ночь отличается от дня и предназначена

для сна. Полное обмывание лица и нижней части

ребенка следует проводить, как минимум, раз в

день и даже чаще, если ребенок часто пачкает

белье или если нет возможности его купать цели

ком. Прежде чем приступать к этой процедуре, же

лательно убедиться,  что все необходимое нахо

дится у вас под руками. В частности, это могут

быть следующие предметы:

•          Специальный сосуд, поделенный на две поло

вины, или две отдельные емкости для мытья лица

и нижней части тела, четко помеченные. Каждая

из них должна употребляться только для «своей»

части тела. Вода в них должна быть теплой, прият

ной для кожи (не слишком горячей).

•          Ватные тампоны или просто кусочки ваты.

•          Чистый подгузник или, если необходимо, полная

смена пеленок. В случае каких-либо случайностей

ребенка лучше всего класть на сменную подстилку, для удобства подложив ему под голову чистую свернутую ткань. Перед началом и по окончании каждой стадии мытья вам необходимо мыть руки.

•          Водой из емкости, предназначенной для лица, об

мываются лицо, уши и шея ребенка. При этом ват

ные тампоны следует менять почаще. Прочи

щайте лишь те участки ушей и носа, до которых

легко можно достать; ни в коем случае не старай

тесь ввести ватный тампон в них поглубже. Вымы

тые участки следует вытирать сухой ватой или

мягким полотенцем.

•          Разверните пеленки ребенка. Если ребенок испач

кан, удалите основную часть испражнений с по

мощью чистого угла махровой пеленки, ваты или

заранее приготовленной влажной ткани. Если пе

ленки не махровые, использованную ткань с ис

пражнениями можно завернуть в них. Теперь во

дой из емкости, предназначенной для мытья ниж

ней части тела, намочите еще несколько кусочков

ваты. Промойте лобок ребенка, двигая вату по на

правлению от гениталий, а затем нижнюю часть

животика вплоть до пупка.

•          Теперь займитесь гениталиями. Половые органы

маленьких девочек должны промываться от лобка

назад, чтобы предотвратить попадание микробов

из анального отверстия во влагалище. У мальчи

ков со всех сторон обмывается мошонка, причем

особенно тщательно следует обработать участок

кожи под половым членом. При мытье самого

члена ватный тампон двигается по направлению

от тела. Никогда не пытайтесь промыть внутрен

нюю поверхность половых губ влагалища у дево

чек или сдвинуть назад крайнюю плоть у мальчи

ков.

Промойте ягодицы и вход в анальное отверстие ребенка, следя за тем, чтобы остатки испражнений были полностью удалены. Высушите кожу с помощью сухой ваты и убедитесь, что на коже не осталось влажных мест. Если вы используете защитный крем, то проследите, чтобы он был тщательно втерт в кожу ребенка. После этого ребенка можно заворачивать в чистые пеленки.

•          Теперь снова вымойте руки.

 

Купание

Многие дети любят, когда их купают, и тогда эта процедура превращается в целое событие их ежедневного распорядка. Тех детей, которые не проявляют при этом особого энтузиазма, можно купать не каждый день, вместо этого чаще обмывая им лицо и нижнюю часть тела. Таким детям, вероятно, следует предлагать полное купание каждые пять или шесть дней. Может случиться так, что ребенок неожиданно потеряет страх перед этой процедурой. Детская ванна является идеальным, но не единственным приспособлением для мытья ребенка. Вместо нее можно воспользоваться любой большой чистой емкостью или даже кухонной раковиной (убедившись в том, что ее пробка сидит плотно и не выскочит во время купания). Ребенок в возрасте до четырех или пяти месяцев в большой ванне будет чувствовать себя неуютно, если только вместе с ним там не будет взрослого человека. Если вы принимаете ванну вместе со своим ребенком, проследите, чтобы вода в ней была достаточно прохладной.

Прежде чем начинать купание ребенка, убедитесь, что в помещении, где происходит эта процедура, достаточно тепло. В идеале температура воздуха должна быть около 20°С. Вам понадобятся чистый подгузник и смена пеленок, ванна или другая емкость с нескользкой подкладкой на дне, детское мыло — бруском или в жидком виде — и мягкая фланелевая тряпочка, одно или два мягких полотенца и приспособления для мытья лица и нижней части тела ребенка, описанные выше.

Закончив обмывание лица ребенка, вы, возможно, захотите вымыть его волосы. Удобнее всего делать это следующим образом. Выдавите необходимое количество жидкого детского мыла в воду, набранную в ванну (предварительно проверив, что это мыло не требует последующего споласкивания головы). Затем, не снимая с ребенка пеленок, заверните его в полотенце и осторожно прижмите к себе одной рукой. Ваша ладонь будет поддерживать его голову, его спина при этом должна лежать на вашем предплечье, а ноги должны быть подсунуты под ваш локоть (см. 74). С помощью свободной руки намочите волосы ребенка, следя за тем, чтобы вода не попала ему на лицо (особенно в глаза). Мяг-

кими движениями протрите кожу под волосяным покровом. Затем поднимите ребенка и прижмите его к себе, промокая его волосы полотенцем.

После этого можно окончательно раздеть ребенка и обмыть нижнюю часть тела, прежде чем положить его в ванну. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в ванне в безопасности. Для этого крепко держите его, подсунув ладонь одной руки под его дальнее от вас плечо, а запястье и часть предплечья этой же руки — под ближнее. Второй рукой придерживайте ребенка за нижнюю часть спины при опускании его в ванну и при вынимании из нее. Эту же руку следует использовать для мытья.

Для маленького ребенка достаточно пятиминутного пребывания в воде. Потом выньте его из ванны, заверните в полотенце и прижмите к себе, чтобы дать воде стечь и чтобы ребенок не замерз. После этого разверните полотенце и насухо вытрите ребенка, обращая особое внимание накожные складки. Заверните его в чистые пеленки.

 

ПОДДЕРЖАНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

Взрослые люди дрожат при переохлаждении и потеют при перегреве тела. Они двигаются, чтобы согреться, когда холодно, и снимают с себя лишнюю одежду, когда жарко. Маленький ребенок таких возможностей лишен. Он не может сам регулировать температуру своего тела и поэтому нуждается в посторонней помощи.

Новорожденного необходимо содержать в помещении с постоянной, достаточно высокой температурой. Комната должна быть прогрета до 18—19°С, если обычно в ней бывает холоднее. В жаркие периоды вам, возможно, придется воспользоваться электровентилятором, чтобы ваш ребенок не перегрелся.

Потребность в тепле

Маленький ребенок больше нуждается в тепле, чем активно двигающийся ребенок более старшего возрасте или взрослый человек, поэтому простой житейский опыт подсказывает следующее: подсчитайте, сколько слоев одежды вы обычно носите, и добавьте к ним еще один. Однако следует учесть, что это довольно грубая рекомендация, требующая корректировки. Если вы страдаете повышенной утомляемостью или малокровием, то вы будете особенно чувствительны к холоду, а если вас слегка лихорадит (например, при мастите), то вам будет казаться, что в помещении значительно теплее, чем есть на самом деле. Поэтому разумнее всего в течение первых нескольких недель после того, как вы принесете новорожденного домой, прибегать к помощи обычного настенного термометра, висящего в той комнате, где находится ребенок.

Особенно важно следить за тем, чтобы ребенок не мерз по ночам. Заверните его в одеяло перед тем, как положить в кроватку, и еще одним одеялом укройте сверху. Предпочтительнее при этом пользоваться одеялами из хлопка или шерсти, поскольку они лучше синтетических способствуют правильной терморегуляции. Не следует, однако, выпускать из виду и опасность перегрева ребенка по ночам, о чем пойдет речь в следующем разделе. Наилучшим средством защиты от внезапных похолоданий воздуха по ночам является обогреватель с автоматическим регулятором, позволяющий поддерживать в помещении  постоянную температуру на уровне 18—19°С. Если вы не располагаете такими возможностями, тогда разумнее всего будет брать ребенка на ночь к себе в постель в холодное время года. Положите его между собой и своим партнером (если вы спите в одиночестве — между собой и подушкой), чтобы застраховать ребенка от падения с кровати. Практически исключено, что вы во сне можете задавить своего ребенка, если только вы не находитесь под действием алкоголя или наркотиков.

Будьте особенно внимательны, когда выносите ребенка на улицу. Он должен быть спеленут в точном соответствии с погодными условиями. В особенности важно, чтобы как следует была укрыта его головка во избежание большой потери тепла. Никогда не оставляйте его спать в коляске на открытом воздухе в очень холодный день.

Проверить, достаточно ли ребенок согрет, можно, прикоснувшись ладонью к задней части его шеи. Маленькие ручки ребенка холодеют быстро, и это может встревожить вас, однако лишь прикосновение к шее даст вам полную уверенность: если она холодная, ребенок нуждается в дополнительном тепле. Другими признаками того, что ему холодно, являются апатия, холодная кожа под пеленками и румянец на щеках. Если у вас остаются сомнения, измерьте ребенку температуру. Если она ниже 35°С, необходимо позвонить доктору.

В ожидании прибытия доктора или если переохлаждение не кажется вам слишком серьезным, но все же представляет собой проблему, заверните ребенка в дополнительное одеяло и крепко прижмите к себе (или, что то же самое, положите его к себе в постель) и, самое главное, дайте ему поесть.

Перегрев

Заботясь о том, чтобы ребенок находился в тепле, очень легко забыть, что чрезмерные усилия представляют собой опасность. Как сообщается в одной из статей «Британского медицинского журнала» за 1990 год, перегрев маленьких детей ведет к нарушению их способности нормально дышать, а иногда даже становится причиной их смерти.

В теплые летние ночи на ребенке должны быть только нательная рубашка и пеленка, накрывать его можно простыней или легким хлопчатобумажным одеялом. Перед тем как вы сами ляжете спать, взгляните на настенный термометр, чтобы убедиться, что температура в комнате не опустилась ниже положенного предела. В жаркие дни наде-

вайте на ребенка минимум одежды и следите, чтобы она была хлопчатобумажной, а не из искусственных материалов. Очень горячему ребенку можно доставить облегчение, обтерев его губкой, смоченной в прохладной воде, а затем осторожно промокнув насухо полотенцем. Понизить температуру тела ребенка поможет и электровентилятор, если его напор хорошо отрегулирован и не направлен непосредственно на него. С тем же успехом вы можете воспользоваться простым бумажным веером. Ребенку наверняка понравится не только прохладное обве-вание, но также цвет и движение веера. Всегда берите с собой веер, отправляясь с ребенком на прогулку, поскольку особенно трудно бывает уберечь его от перегрева в условиях, которыми вы не можете управлять.

Дети обычно теряют очень много жидкости в жаркую погоду, поэтому давайте ребенку побольше питья. Если ребенок отказывается принимать что-либо кроме грудного молока, вам придется кормить его чаще, чем обычно, сокращая при этом время кормления. В этом случае проследите, чтобы вы сами принимали достаточное количество жидкости.

Если ребенку необходимо менять пеленки шесть-восемь раз в день и при этом он имеет здоровый вид, значит, он получает достаточное количество жидкости. Если же пеленки приходится менять значительно реже, если родничок на голове ребенка зарастает медленно, а сам ребенок выглядит вялым или апатичным, вам следует   безотлагательно   обратиться  к врачу.

Кожа грудного младенца очень чувствительна к солнечной радиации, поэтому, гуляя с ним на улице в теплые дни, старайтесь держать ребенка в тени. Специальный детский крем, защищающий от солнечных лучей, является дополнительным средством предосторожности, и, кроме того, ребенок должен носить на улице головной убор, даже если он находится в тени полога коляски или под специальным тентом. Никогда не оставляйте ребенка спать на открытом воздухе без присмотра, поскольку солнце может переместиться быстрее, чем вы ожидаете, и тень уйдет в сторону. Никогда не оставляйте ребенка в невен-тилируемой машине, даже на несколько минут. Это может привести к фатальному исходу.

КАК ДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА НА РУКАХ

Если вы не привыкли держать ребенка на руках, это может доставить вам повод для беспокойства. Многие родители особенно пугаются этой процедуры после того, как ребенок доставлен из роддома домой. В больнице ребенок обычно находится на попечении персонала, который хорошо знает, как это делается. Многим матерям представляется, что у них будет весьма глупый вид, если они обратятся за советом, как следует выполнять такие элементарные действия, как взять ребенка на руки, распеленать и снова спеленать его. Об этом остается только сожалеть — в действительности больничный персонал всегда с готовностью придет вам на помощь или поддержит советом.

Тем не менее, доставив своего новорожденного ребенка домой, вы можете обнаружить, что понимание его легкоранимости и своей ответственности за его безопасность оказывает на вас слишком большое давление. За исключением первых дней, когда вас будут посещать акушерка или специальный консультант, вам придется в основном рассчитывать только на собственные силы. Младенец очень хрупок. Его головка будет запрокидываться назад, если вы не поддержите ее, и вас может обуревать страх, что вы невольно причините ему какие-либо повреждения.

Если это ваш первый ребенок (и если вы не привыкли держать на руках чужих детей), вам может понадобиться несколько недель на то, чтобы почувствовать себя уверенно. На этой стадии вы можете быть убеждены, как минимум, в двух вещах: практически невероятно, чтобы вы уронили своего ребенка на пол (если только не упадете сами и если вы не находитесь под воздействием алкоголя или наркотиков), и, кроме того, младенец гораздо более крепок и эластичен, чем это обычно кажется. В дополнение к этому вы всегда можете смело положиться на своего ребенка, который даст вам знать криком или раскидыванием ручек и запрокидыванием головки, как при реакции Моро (см. 75), если ему не понравится, как вы его держите. Однако соблюдение нескольких простых правил избавит вас от излишней неловкости:

• Важно помнить, что ваш ребенок еще не способен самостоятельно поддерживать себя и полностью зависит от вас. Используйте обе руки и свое тело для того, чтобы внушить ему чувство безопасности. Прижмите его к плечу, одной рукой придер-

живая его голову, а другой — нижнюю часть тела, или уютно устройте его на руках, как в колыбели, прижав к груди. В этом случае его голова помещается на сгибе одной вашей руки, а другой рукой вы придерживаете его спину и ноги, как показано на 76.

•          Не спеша берите ребенка на руки и кладите об

ратно в кроватку. Старайтесь, чтобы все ваши дви

жения были как можно более спокойными и плав

ными.

•          Не допускайте, чтобы его головка запрокидыва

лась назад или в сторону.

•          Ребенка всегда необходимо очень прочно удержи

вать при купании в ванне /см. раздел 5.1 (б)/.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ:  «Здоровая семья»     

 

Смотрите также:

 

Медицинская энциклопедия  Семейная энциклопедия  Резервы здоровья наших детей  Журнал Здоровье  Твоё здоровье (Знание)   Домашний доктор

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика