Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


2001/12

 

Важные мелочи

 

 

ЛУЧШАЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА для ребенка - утепленный комбинезон: он не продувается, не стесняет движений. Если же хотите купить шубу, старайтесь, чтобы она не была слишком длинной и тяжелой. И лучше выбрать сапожки на меху и с каблучком, а не валенки - они не гнутся, без галош промокают, а с галошами тяжелые.

 

В ХОЛОДНЫЕ ДНИ прогулки могут быть короче, но чаще, например, вместо одной двухчасовой - две по часу. Проверить, не замерз ли ребенок, просто: потрогайте носик, если он теплый, значит, все в порядке. ИГРУШКИ надо время от времени осматривать - не отваливается ли какое-нибудь колесико или другая мелкая деталь, которую малыш может взять в рот. Мягким игрушкам раз в 2-3 недели устраивайте "санобработку": протирайте их влажной губкой и просушивайте.

происходит это незаметно. Анализ предупреждает не только о присутствии инфекции, но и о начальных нарушениях обмена веществ, требующих диеты; иногда с такого анализа начинается профилактика образования камней в почках.

А еще малышу сделают пробу Манту. Она дает представление о том, защищен ли он от туберкулеза, - сейчас, когда заболевание вновь становится распространенным, такая защита очень нужна. Некоторые мамы пугаются, услышав, что проба Манту у ребенка положительная. Не волнуйтесь, так и должно быть! Еще в роддоме ему сделали профилактическую противотуберкулезную прививку БЦЖ, и появление папулы - вздувшегося красного пятнышка - показывает, что иммунитет выработался. Оценить результат пробы вы сами не сможете, так что ребенка надо обязательно показать врачу. А до этого не купайте малыша, не мочите ему ручку.

Если в 10-11 месяцев вы не показали младенца ортопеду и неврологу, то сейчас их консультации (особенно невролога) необходимы. Посетите также окулиста: он проверит зрение ребенка, посмотрит глазное дно, это дает представление о состоянии центральной нервной системы. Нелишними будут советы отоларинголога, особенно если малыш склонен к насморкам или у него уже был отит.

В ходе диспансеризации будут, конечно, оцениваться психическое и эмоциональное развитие ребенка, его интеллект, навыки, соответствие возрастным нормам. Но эти достижения малыша, его "эрудицию" вы можете проверить и сами.

 

ЭКЗАМЕН И ДЛЯ МАМЫ ТОЖЕ

Проводите его в форме игры, спокойно, весело. Не требуйте от малыша того, чего вы с ним еще "не проходили". Если он выполняет ваши просьбы не всегда точно, но охотно - это уже отличный результат.

Для начала проверим, как обстоят дела с мелкими движениями кисти - они особо важны, потому что стимулируют речевые зоны мозга, готовят руку к письму, рисованию, владению различными инструментами. Разложите на полу знакомые ребенку игрушки: пирамидку с кольцами, кубики, коробку с крышкой. Попросите его снять со стержня кольца пирамидки и снова надеть, поставить кубик на кубик, открыть коробку, положить в нее что-нибудь, потом закрыть. Возможно, у него уже есть книжка с картинками -умеет ли он перелистывать странички? Если пальчики еще неловкие, надо такими играми заниматься больше.

Словарный запас малыша - слов 10-12-вам, конечно, известен. И все-таки интересно, как он им пользуется, готов ли к расширению словаря? Покажите ему 3-4 знакомые картинки, спросите: "Кто это?", "Что это?". Неважно, если он ответит своими укороченными словами, но может ли он вслед за мамой повторить новое короткое слово или даже просто сочетание слогов?

К году малыш уже способен к некоторым обобщениям. Показали, например, ему мишку на картинке, теперь спросите: "А где у нас еще мишка?" Очень хорошо, если ребенок покажет его и на других разложенных рядом картинках, найдет' среди своих игрушек.

Проверьте, умеет ли он расширять диапазон уже разученных действий? Вы занимались с ним подобием сюжетной игры: "Покорми лялю, покачай ее, умой". Теперь предложите проделать то же самое с мишкой, зайчиком, другой куклой.

Если вы уже давали ребенку задания типа "принеси", "положи", "отдай" - а на двенадцатом месяце он должен это уметь, - попросите его принести и дать вам игрушку, платок, книгу.

В заключение можно показать фотографию кого-то из членов семьи. Реакцией должно быть узнавание, удивление, радость: ребенок смотрит то на фотографию, то на оригинал, смеется, объявляет: "Мама!", "Папа!", "Баба!".

Экзаменуя ребенка, вы, в сущности, проверяли себя: все ли сделали для его правильного развития? Существует термин "отставание психического развития". Действительно, не все дети развиваются в одинаковом темпе, одни укладываются в средние нормы, другие их опережают, третьи - запаздывают. Но если установлено отставание, надо задать себе вопрос: почему? И постараться найти и устранить причину.

 

УЖЕ БОЛЬШОЙ, ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЙ...

В год кончается младенчество и начинается новый период жизни - раннее детство. Но этот рубеж ребенок переступает, конечно, не на следующий день после своего первого дня рождения. Так что не спешите менять его распорядок дня, привычки, рацион. За общий стол его сажать пока рано, но на обед уже можно давать 1-2 ложки салата из свежих овощей (конечно, без майонеза) или тертые морковь, вареную свеклу; на завтрак, если нет аллергии, дайте целое яйцо в виде омлета, из творога сделайте ленивые вареники, запеканку. Пробуйте приучать малыша и к новым вкусовым ощущениям: предложите, например, маленькие бутербродики с тертым сыром, домашним селедочным паштетом. Но ни колбасы, ни сосисок, ни пирожных пока нельзя!

Пора отказаться от бутылочки: пить ребенок должен из чашки, есть ложкой. Не забывайте о ритуале - перед едой отвести в ванную, вымыть ручки. Начинайте внушать и азы этикета: после еды сказать или обозначить кивком головы "спасибо".

Еще один шаг от младенчества к детству - умение проситься на горшок. Приучение проходит легче, если проводить эту процедуру в одно и то же время - перед сном и после сна, перед или после еды, перед прогулкой. За успех надо похвалить, за безуспешность - не ругать. Психологи считают, что слишком настойчивое, строгое приучение к горшку способствует развитию упрямства. Так что не сердитесь на ребенка, если он, безрезультатно посидев на своей "ночной вазе", через пять минут окажется в мокрых штанах.

Годовалому малышу еще нужны два дневных сна, но оба они, особенно первый, становятся все короче - поспал час, а то и минут сорок, - и готов идти гулять!

Когда прогулка представляла собой сон на свежем воздухе, маме оставалось только стоять рядом с коляской. Теперь ее задача усложнилась адо ребенка развлечь, заставить двигаться. Можно покатать его на саночках, а потом показать, как самому толкать санки вперед, держась за их спинку. Надоест - поводите его за ручку, помогите взобраться на маленькую горку и сойти с нее.

Ребенок становится все активнее, требовательнее, в его лексиконе все чаще звучит настойчивое "дай!" - а давать ему можно далеко не все. Приходится прибегать к запретам. Чтобы малыш воспринимал слово "нельзя", этих "нельзя" должно быть поменьше, и вслед за каждым должно звучать "можно": нельзя, скажем, лезть на журнальный столик, но можно лазить по дивану. Внушайте ему еще два очень важных понятия: "надо" и "подожди".

Минувший год был годом роста не только для вашего малыша, но и для вас. Вы уже не те растерянные, трепещущие родители, какими были в первые дни: уже есть опыт, интуиция, да и некоторые знания. Так что страхов и сомнений будет меньше, радости -больше!

 

Елена БАЙБАРИНА, доктор медицинских наук

 

 

 <<< Содержание номера    Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика