Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


1986/9

 

Решения 27 съезда КПСС в жизнь

 

 

«Обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Создать необходимые условия для трудового обучения учащихся и овладения каждым выпускником средней школы одной из массовых поофессий».

Из Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года.

 

  

С. Н. ВОЛКОВ, директор школы № 483 Люблинского района Москвы

 

Начало нового учебного года—это всегда шаг в будущее, всегда напряжение старта. Но никогда, пожалуй, школа еще не стояла перед лицом таких перемен, не привлекала такого всенародного внимания, как сейчас. Это и понятно: стране нужны не просто образованные, а творчески мыслящие, всесторонне развитые люди.

Тех знаний, которые давала школа прежде, теперь явно недостаточно. И не в том дело, что школьнику нужна и профессиональная подготовка. Надо более активно формировать его личность, его стремления и идеалы, его отношение к жизни.

Хотя обучение и воспитание всегда теоретически признавались двумя равноправными сторонами педагогического процесса, фактически, в школе лидерствовало обучение. А я считаю, что сейчас настало время, когда ведущее место должно занять воспитание.

Возможно, многие педагоги со мной не согласятся. Даже в нашей школе есть великолепные, талантливые учителя, считающие главным обучение. Но эта разница мнений не мешает нам дружно работать.

О трудовом воспитании наш коллектив задумывался уже давно. Три года назад с помощью Автозавода имени Ленинского комсомола начали возводить школьный учебно-производственный цех. Но тогда мы еще четко не представляли себе, чем и как будут заниматься ребята. Полная ясность была внесена после опубликования документов о реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

Ноябрь—декабрь 1985 года останутся в нашей памяти, в истории школы: это было время, когда почти все ребята—со 2-го по 9-й класс—пришли во вновь построенный цех и заняли свои рабочие места.

А цех—огромный, двухэтажный, его площадь—чуть ли не тысяча квадратных метров, на которых размещены три производственных участка, класс информатики и вычислительной техники.

На токарном участке—современное оборудование, в том числе 5 станков с числовым программным управлением; на швейном—швейные машины промышленного класса; на участке сборки изделий—специальные столы. Самые младшие—второклассники—проводят здесь урок труда, овладевая сборкой самого простого комплекса—патрона и лампочки, а ребята постарше—от четвертого до шестого—собирают уже поручни салона автомобиля, велосипедные зеркала.

Для десятиклассников на АЗЛК подготовлено 45 рабочих мест: 18— в станкоинструментальном производстве, 15—в сборочно-кузовном и 12—в управлении организации производства.

Если я добавлю, что в классе информатики и вычислительной техники у нас установлено 10 дисплеев, станет ясно, какие огромные средства вложены заводом и государством в оборудование школы. Но эти вложения не оправдают себя, не дадут ' должного результата, если мы не воспитаем у ребят потребности трудиться, не дадим им увидеть, прочувствовать, каким творческим может быть труд рабочего и каким интересным, духовно богатым может быть образ его жизни.

Это поняли и педагоги, и руководители АЗЛК. Ребятам открыты двери заводского Дворца культуры—здесь можно заниматься в кружках, слушать музыку, смотреть спектакли. Им доступен заводской спорткомплекс—плавай в бассейне, бегай, прыгай, катайся на коньках! Наших октябрят принимают в пионеры в музее АЗЛК, у наших старшеклассников есть возможность бывать и в заводском комитете комсомола, и в партийном комитете, и даже в кабинете генерального директора. А еще чаще мы принимаем руководителей завода у себя—принимаем как гостей, как друзей, как людей, с которыми мы решаем общие задачи:-

О качестве работы педагогического коллектива принято судить по тому, сколько' выпускников школы поступает в вузы. Не спорю—это серьезный показатель глубины и прочности знаний, полученных в школе. Но меня не меньше радует количество выпускников, связавших свою судьбу с заводом, ибо это один из показателей их социальной зрелости.

Было, например, очень приятно, что десятиклассница нашей школы, Наташа Новикова, одной из первых среди школьниц столицы откликнулась на призыв девушек-автозаводцев: «Нас ждут станки с-ЧПУ».

Десятиклассники нашей школы получают вместе с аттестатом зрелости и свидетельство о приобретении одной из очень современных, очень нужных сегодняшнему народному хозяйству профессий: оператор станков с ЧПУ; оператор ЭВМ; наладчик робототехники. Они могут пойти на АЗЛК или на другой завод, стать квалифицированными рабочими. А потом, может быть, кто-то из них и поступит в технический вуз—вечерний, заочный, какой угодно.

Массовое поступление из десятого класса в институты мне представляется достижением вчерашнего дня. Ведь немало людей с таким скороспелым высшим образованием работают не по специальности, занимают случайные должности. Какая нерациональная затрата средств, времени, сил, какой ущерб и для общества, и для личности!

Недавно, в июне, мы устраивали выпускной вечер восьмиклассников. 15 ребят проводили в ПТУ № 148 при АЗЛК, кого-то—в медицинские и педагогические училища, кого-то—в девятый класс- И всех школа напутствовала: учитесь, работайте, проверяйте свой выбор! Один восьмиклассник поступил в спецшколу при биологическом факультете МГУ. Школа выявила у этого подростка склонность к естественным наукам, и мы убеждены, что это будет его призванием.

Дать школьнику правильный совет о выборе профессии—дело очень ответственное и очень нелегкое. Для этого надо обладать знаниями в области педагогики, психологии, физиологии, знать основные особенности многих профессий, Специалистов по профориентации пока в стране мало. Со временем они, конечно, будут. А что делать сегодня? Мы стремимся к тому, чтобы профессиональной ориентацией занимался каждый педагог, и это требует, известной перестрсйки его,.если можно так сказать, «педагогического сознания».

Мы создали в школе кабинет профориентации, которым ведает заместитель директора по учебно-производственной работе. Каждый школьник знает—сюда можно прийти в определенные часы, получить консультацию. Мы в силах применить здесь такие традиционные методы, как анкетирование, провести тесты. Но никакие разовые тесты, никакие отдельные лабораторные данные не дадут такого эффекта, какой дает постоянное вдумчивое наблюдение за учеником. Ведь если дело в школе поставлено хорошо, то, по существу, учитель и ученик включены в многолетний эксперимент. Видишь ученика изо дня в день, видишь за партой, у станка, в туристском походе, в спортивном зале, работаешь вместе с ним, и он проявляется настолько ярко и выпукло, настолько динамично, что уже легко становится понять его склонности, оценить возможности. И думается, что сегодня мы должны не пассивно ждать специалистов по профориентации, а становиться такими специалистами.

 И еще: у школы должны быть традиции профессиональной ориентации. Мы, например, не скрываем своих пристрастий к АЗЛК. Но главная наша задача—воспитать не обязательно автомобилестроителя, но обязательно человека, который в любую отрасль пришел бы с готовностью трудиться с полной отдачей, вносить в свое дело элементы новаторства, быть коллективистом в самом высоком смысле этого слова.

 

С трибуны XXVII съезда КПСС очень четко прозвучала мысль: намеченные планы социально-экономического развития страны станут реальностью лишь при условии напряженного эффективного труда каждого советского человека. «Что мы сами сделаем, то у нас и будет, так мы и будем жить»,— сказал в Политическом докладе съезду М.С.Горбачев.

Эту непреложную истину постигает в своем конкретном труде каждый человек. Ее обязательно должны постичь и те, кто стоит на пороге самостоятельной жизни:

Как мы подводим к этому своих учеников? Есть, например, в школе туристский клуб. Ребята постарше ходят в дальние походы, ездят по стране; летом отправляются даже в Заполярье. Но туристам необходимо снаряжение—палатки, спальные мешки, нужны деньги для поездок. Школа, конечно, таких фондов не имеет. И клуб оснащается за счет тех средств, которые ребята сами зарабатывают в учебно-производственном цехе и на заводе.

Да, наши школьники получают деньги. Некоторых ото смущает. А мне думается—правильно! Портят ребенка деньги даровые, выпрошенные у родителей, полученные нечестным путем, а трудовая, копейка воспитывает.

Вопрос о том, как истратить свой заработок, ребята решают сами на классных собраниях. Деньги идут на нужды класса—на походы в театр, экскурсии, приобретение книг, оборудования для наших технических кружков, для студии музыкально-эстетического воспитания. И становится очевидным: лучше поработаешь—будешь интереснее жить!

Но есть во всем этом еще одна сторона: получая какие-то блага, пусть и заработанные, надо уметь (и хотеть!) делиться с другими. И этому мы тоже исподволь учим детей.

Школа имеет прекрасный стадион, построенный, кстати, тоже с помощью АЗЛК. Утром на стадионе идут занятия физкультурой, а вечером здесь собирается молодежь чуть ли не всего микрорайона—играют, устраивают соревнования. И никогда никаких конфликтов, драк, хулиганских поступков, никогда старшие не обижают младших. Такой здесь стиль, такой порядок.

Тот же туристский клуб работает не в «узком кругу»—энтузиасты туризма организуют походы для всей школы.

Недавно мы у себя в школе по примеру Дворца культуры АЗЛК проводили праздник «Отдыхаем всей семьей». Все дети—от первого до десятого класса—пришли с родителями, и одновременно в школе оказалось полторы тысячи человек. Мы предоставили им актовый зал, стадион, цех—все, чем располагаем! Были у нас и соревнования «Мама, папа и я—спортивная семья», и концерт, и игры—вместе с родителями и учителями, и угощение, приготовленное ребятами. Впервые проведя такой день, мы подумали, что традиционная педагогика подчас не использует простых и доступных средств укрепления связи семьи и школы. А ведь Программа КПСС в ее новой редакции в числе мер, призванных улучшить обучение и воспитание подрастающего поколения, называет именно углубление взаимодействия семьи, школы и трудового коллектива.

Сейчас в школе родилась идея: создать клуб для родителей. Здесь они не станут обсуждать успеваемость и дисциплину своих детей—для таких обсуждений существуют родительские собрания, встречи с классными руководителями. Здесь они будут вместе с детьми устраивать интересные экскурсии, театральные вечера, может быть, лекции и диспуты. В общем, предполагается, что в клубе родители будут работать вместе с детьми и учителями, вместе будут разрабатывать элементы здорового образа жизни.

Вот такой широкий круг задач и действий диктует нам школьная реформа. А если все эти задачи слить воедино, то, вероятно, можно сказать: мы, все вместе—педагоги, родители, руководители предприятий, должны воспитывать подрастающее поколение здоровым физически и нравственно, должны выработать у каждого молодого человека жизненный девиз: «Я отвечаю за все!»

 

 <<< Содержание номера    Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика