Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


1985/1

 

Что нового в школе

 

 

Наше социалистическое общество заинтересовано в том, чтобы каждая семья была счастливой и прочной, чтобы отношения между мужьями и женами, родителями и детьми всегда были доверительными, добрыми.

И совсем не случайно в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» было предусмотрено, помимо многих других мер, введение обязательных занятий для учащихся старших классов общеобразовательных школ по психологии и этике семейной жизни, гигиеническому и половому воспитанию юношей и девушек.

Академия педагогических наук СССР на основе специальных исследований и факультативных занятий со школьниками разработала типовую программу для старшеклассников, включающую курсы «Гигиеническое и половое воспитание»—для восьмых классов и «Этика и психология семейной жизни»—для девятых и десятых. Оба курса сначала были введены в порядке эксперимента в 500 школах разных республик. С нынешнего года они вводятся во всех школах страны.

Накопленный опыт показал, что восьмиклассники хорошо воспринимают новый предмет, если вопросы пола преподносятся в тесной связи с гигиеническими знаниями. Ребята узнают, в частности, о том, как важно охранять здоровье будущей матери и маленького ребенка. Такие занятия поручено вести преподавателям анатомии. По некоторым разделам курса с мальчиками и девочками отдельно беседуют врачи.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на то, чтобы не только дать подросткам определенные знания, но и сформировать правильное представление о правах личности и ее ответственности перед обществом, о нравственных основах взаимоотношений между юношей и девушкой.

Предварительные исследования показали, что старшеклассники, стоящие на пороге зрелости, к семейной жизни подготовлены явно недостаточно. Многие из них не умеют считаться с интересами членов семьи, заботиться о них; у некоторых молодых людей не развито чувство ответственности, долга перед близкими, они предъявляют повышенные требования к другим и снисходительно относятся к своим недостаткам; зачастую ребята не только не помогают родителям в работе по дому, но и не владеют навыками самообслуживания.

А ведь 16—17 лет—возраст, когда уже надо знать, какие обязанности берет на себя человек, создающий семью, что такое готовность к браку. Программа раскрывает это понятие, дает характеристику главных функций семьи, этапов ее развития, излагает основы взаимоотношений молодой семьи с родителями. Отдельные занятия посвящены бюджету и ведению хозяйства.

Создатели программы сочли необходимым рассказать старшеклассникам о причинах семейных конфликтов и разводов, о том, как и почему семья может стать неблагополучной.

Первые результаты подтвердили, что ориентация взята правильная. Подготовку к семейной жизни признали необходимой и полезной, и не только учителя, родители, но и сами ребята.

Школьники говорят о том, что занятия помогли им лучше оценить самих себя, понять значимость семьи. А классные руководители отметили, что занятия способствовали улучшению морального климата в классе; взаимоотношения между юношами и девушками стали более тактичными, уважительными.

Когда речь идет об овладении теми или иными знаниями, обычно приводят показатели успеваемости. Но по этому новому предмету оценок не ставят. Пройдут годы—и оценки поставит сама жизнь.

Хочется надеяться, что преподавание этики и психологии семейной жизни поможет нашим детям стать со временем хорошими отцами и матерями, счастливыми супругами. Если, конечно, обучение будет сочетаться с правильным воспитанием. И прежде всего—воспитанием в семье, положительным примером родителей.

 

 

К. В. АГАФОНОВА, заместитель начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР

 

 

 <<< Содержание номера    Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика