Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


79/8

 

1979 год – международный год ребенка

 

 

 

С восьми утра до десяти вечера в Люблинском районном Дворце пионеров и школьников имени Аркадия Гайдара светло, людно, весело. Открой любую дверь—и захочешь войти, все рассмотреть, все узнать, остаться надолго...

В этой комнате—куклы, одетые в пушистые свитера и жакеты. Безукоризненно выполненные образцы вязки, от простой, «платочной», до самой затейливой. На столах—клубки шерсти. Легко позвякивают спицы. Здесь занимается кружок вязания.

А тут начинается «распевка» хора. После обязательных «ле-ля-лю-ю-у» звучит песня—дружная, веселая, лихая...

И опять тишина. На первый взгляд комната пуста, маленьких художников почти не видно из-за мольбертов. Они работают, сосредоточенно водя карандашами, не обращая внимания на посторонних посетителей. Это—занятия изостудии.

Студий в этом районном дворце столицы несколько. Есть театральная, в ее составе три группы. Часто все они работают вместе, и тогда старшие ребята помогают юным студийцам.

...Репетируется этюд «Кукла». Брат дарит младшей сестренке куклу, тут же, по ходу действия, сам превращаясь в нее. Сестра, как и положено, удивляется. Ходит вокруг, осматривает. И вот совершенно неожиданный, неподсказанный руководителем жест: подходит к брату-кукле, берет за руку—дескать, неужели и руки тоже двигаются?—-расстегивает рукав и слушает часы, радостно округлив глаза. Импровизация! Студийцы, особенно старшие, ликуют и аплодируют. Этюд закончен. «Брат» отводит «сестру» на место. Поздравляет, как настоящую актрису. Он уже окончил школу, она учится в 5-м классе.

Когда идешь по дворцу вот так, из комнаты в комнату, видишь то сосредоточенные, то смеющиеся детские лица, наблюдаешь за веселыми играми, дышишь этой атмосферой радостной непринужденности, по первому впечатлению кажется, будто все это устроилось само собой, как в неком сказочном царстве. И только потом начинаешь понимать, как много должны потрудиться взрослые, сколько требуется от них умения и внимания, чтобы так ненавязчиво и умело руководить детским коллективом, , давая простор ребячьей инициативе и в то же время постоянно, разумно и целеустремленно направляя ее!

Нелегко увлечь, заинтересовать разными делами ребят от 7 до 17 лет. А здесь равно чувствуют себя хозяевами и резвые дошколята и солидные выпускники.

На занятиях авиамодельного кружка можно увидеть картину удивительную—6-летние малыши занимаются начальным техническим моделированием: выпиливают из фанеры, вырезают из картона модели самолетов. Пока по готовым шаблонам, без чертежей. Учатся воспринимать самолет целиком, чтобы, освоив техническую грамоту, делать модель самостоятельно.

Конечно, о серьезных увлечениях шестилетних говорить рано, но такие занятия помогают даже совсем маленькому человеку что-то открыть в себе, приобрести умения и навыки, которые пригодятся и через многие годы.

Характерная деталь: здесь нет конкурсного отбора. Хочешь танцевать, конструировать, сочинять стихи, рисовать? Пожалуйста, пробуй! Для этого и существуют 340 кружков 52 наименований, доступ в которые открыт всем желающим. И не просто открыт—ребят приглашают и даже приводят за руку на дни открытых дверей. Допустим, приходят шестиклассники, им устраивают экскурсию по дворцу, рассказывают о кружках и секциях, запись в которые производится тут же.

Во дворец можно и просто прийти поиграть,—есть игротека с удобной мебелью, уютная, просторная.

На первом этаже—спортивные залы и бассейн. Ребята занимаются волейболом, гимнастикой, теннисом, самбо, плаванием. На базе дворца работают спортивные школы водного поло и футбола. К немалой радости руководителей дворца, все школьники района приходят сюда, чтобы учиться плавать.

И не только это связывает дворец со школами. В классных журналах отмечено, кто в каких кружках занимается. Идеал, естественно, чтобы занимались все. Это не формальная «галочка», а стремление к тому, чтобы свободное время школьника было заполнено с максимальной пользой, насыщено радостью, одухотворено.

В школах района действуют филиалы дворцовых кружков—их более 130. Дворец пионеров и школьников, как бы раздвигая стены, вовлекает в свою орбиту все больше и больше ребят. Многие занимаются здесь чуть ли не все свои школьные годы. Многие, повзрослев, возвращаются снова, но уже в качестве руководителей кружков, в которых занимались сами.

 Дворцов и Домов пионеров и школьников в нашей стране 4598! Много в их работе сходного, но у каждого и свои открытия, своя притягательная сила.

Прекрасные часы проводят

ребята в Московском городском Дворце пионеров и школьников. Он, пожалуй, один из самых красивых и, что еще важнее, один из самых богатых опытом разнообразнейшей воспитательной работы.

Есть дворцы «со стажем», их первые восторженные хозяева могли бы уже приводить сюда своих внуков. Есть новые, как, например, Дворец пионеров и школьников в Омске, построенный на средства, полученные от ленинского коммунистического субботника.

И здесь ребята тоже занимаются спортом, плаванием в бассейне, играют в духовом и эстрадном оркестрах, рисуют, лепят, фотографируют, снимают кинофильмы. А кроме того, здесь есть такое, что не часто встретишь,—планетарий!

Дворцы пионеров и школьников, станции и клубы юных техников,   юных натуралистов—ведь все это, привычное нам, по существу, удивительно!

Это учреждения, каких до Советской власти не было. Учреждения, воплощающие заботу Коммунистической партии и Советского правительства о гармоническом развитии подрастающих поколений, о том, чтобы каждому ребенку дана была одна из самых высоких радостей—радость творчества, раскрытия своих талантов и способностей.

Выступая на XVIH съезде ВЛКСМ, товарищ Л. И. Брежнев говорил, что утверждение норм и принципов коммунистической морали невозможно без постоянной и настойчивой борьбы с духовной скудостью.

Воспитание духа, его возвышение—сердцевина работы с детьми и подростками. Участие в охране рек и лесов, походы по местам боевой славы, изучение революционных традиций народа— все это воспитывает патриотизм, чувство ответственности за свою Родину, за ее процветание и безопасность.

Таких занятий, в которых воедино сливаются слово и дело, знакомство с историей и сопричастность трудам и заботам сегодняшнего дня, у ребят много. И надо, чтобы их становилось еще больше, чтобы все они были захватывающе интересными, чтобы тянулись к ним чистые и горячие сердца—сердца наших детей!

 

 

О. КОЛЬЦОВА

 

 

 <<< Содержание номера    Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика