Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


84/7

С чем связано длительное повышение температуры

 

 

И. П. БРЯЗГУНОВ, доктор медицинских наук

 

 

У некоторых детей на протяжении длительного времени—месяцами, а иногда и годами держится субфебрильная, то есть повышенная до 37—38 градусов, температура. Разбираться в причинах такого состояния (врачи называют его длительным субфебрилитетом) зачастую приходится кардиоревматологам, фтизиатрам, эндокринологам и другим специалистам. Ведь длительный субфебрилитет может быть одним из признаков таких заболеваний, как ревмокардит, туберкулез, тиреотоксикоз (нарушение функций щитовидной железы), и других.

Но вот проведено всестороннее, тщательное обследование ребенка, и такие заболевания исключены. Чем тогда может быть обусловлен длительный субфебрилитет? Еще сравнительно недавно считалось: такими хроническими вялотекущими воспалительными процессами, как тонзиллит, холецистит вне стадии обострения. Однако многолетние наблюдения не подтвердили связи между клиническим течением этих заболеваний и динамикой температуры: удаление воспалившихся миндалин, например, не приводит к ее нормализации. Да к тому же примерно у половины детей вообще не удается выявить хронические очаги инфекции.

В последнее время специалисты пришли к выводу, что длительный субфебрилитет может быть самостоятельным заболеванием, при котором повышение температуры не связано с лихорадочной реакцией. В таких случаях нарушение теплообмена в организме вызывается другими причинами.

Пусковым механизмом чаще всего становятся острые респираторные вирусные инфекции, скарлатина, ветряная оспа и другие детские инфекционные болезни. Под влиянием их возбудителей в организме образуются особые вещества, которые вызывают нарушение деятельности терморегулирующего центра головного мозга, что приводит к спазму сосудов кожи рук и ног. В результате тепло задерживается в организме, и это обусловливает повышение температуры тела. Обычно так бывает лишь у детей с повышенной реактивностью терморегулирующего центра.

Замечено, что у детей с длительным субфебрилитетом чаще возникают так называемые простудные заболевания. И это вполне объяснимо. Нарушение функций терморегулирующего центра сопровождается гормональными и некоторыми обменными сдвигами, которые в конечном счете влекут за собой снижение защитных сил организма. К тому же и само нарушение теплообмена способствует возникновению заболеваний, связанных с переохлаждением организма. А такие заболевания, часто повторяясь, усугубляют нарушения деятельности терморегулирующего центра. И длительный субфебрилитет приобретает упорный характер.

Он может возникнуть у ребенка любого возраста, в том числе и грудного. У таких детей развивается астеническое состояние: появляются повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, а часто и головная боль. И именно это зачастую побуждает родителей проверить, не повышена ли у ребенка температура. Однако ее не всегда выявляют, измеряя только два раза в день—утром и вечером.

При длительном субфебрилитете температура может повышаться один, два или несколько раз в течение дня и не обязательно утром и вечером. Поэтому рекомендуется измерять температуру через каждые 2—3 часа в течение одного или двух дней, строго соблюдая следующие правила: измерение проводить не ранее чем через полчаса после еды и физической нагрузки, держать термометр не менее 10 минут, плотно зажав в подмышечной впадине.

Нужно или не нужно лечить ребенка, у которого выявлен длительный субфебрилитет? Нужно, и как можно скорее. Рассчитывать, что организм сам справится с заболеванием, не следует.

Лечение направлено прежде всего на нормализацию теплообмена, а если выявлены хронические очаги инфекции в организме, то и на их устранение, ибо они могут играть активную роль в поддержании уже возникших нарушений теплообмена. Состояние ребенка во многом зависит от того, насколько пунктуально выполняют родители все врачебные назначения.

Очень важно, например, поддерживать в помещении температуру плюс 22—23 градуса. Такая температура считается комфортной для ребенка, страдающего длительным субфебрилитетом. При этом спазм сосудов кожи ног и рук ослабевает, а значит, и нормализуется температура тела. Поэтому летом температура у таких детей, как правило, бывает нормальной.

Ребенок не должен переутомляться.' Ему необходимы полноценный, глубокий, спокойный сон, правильное чередование занятий и отдыха. От дополнительных нагрузок—занятий музыкой, иностранными языками помимо школы—настоятельно советую отказаться: Никаких других ограничений, в том числе и в питании, ребенку не требуется.

Вообще советую родителям вести себя с ребенком, страдающим длительным субфебрилитетом, как со здоровым. На воздухе он должен находиться не меньше двух часов в день. И вы можете вместе совершать пешие и лыжные прогулки, туристические походы как летом, так и зимой. Полезны и занятия плаванием (естественно, неспортивным).

Часто спрашивают: можно ли ребенку посещать уроки физкультуры в школе? Не только можно—необходимо! Как показали наблюдения, неоправданно щадящий режим ведет к снижению работоспособности. Пусть ребенок ведет физически активный образ жизни. Не стремитесь освобождать его от уроков физкультуры в школе, от посильной работы по дому. Необходимо исключить лишь участие в спортивных соревнованиях и командных играх. Но и это временная мера: после нормализации температуры ребенок может постепенно приобщаться к спорту.

Старайтесь закалить ребенка. Обязательно проводите регулярные закаливающие процедуры. Кстати, они самым непосредственным образом способствуют и профилактике простудных заболеваний.

Процедуры можно начинать, только получив разрешение лечащего врача. Лучше всего приступить к нии летолги выполнять в любое время дня, но не перед сном. После водных процедур следует докрасна растереть ноги, тело грубым полотенцем. Если ребенок заболевает, закаливание следует прекратить. Возобновить процедуры можно после совета с лечащим врачом.

 

<<< Содержание номера      Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика