Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


90/3

Общение с природой

 

 

В.И. ХАСНУЛИН, кандидат медицинских наук Новосибирск

 

 

В последнее время все чаще и чаще звучит призыв — восстановить гармонию человека и природы. Именно в этом надо искать основы физического и нравственного здоровья народа. Ибо оно зиждется на соответствии каждого атома, каждой молекулы нашего организма с циклическими процессами космоса. И тем более обидно, что у молодых и здоровых людей все еще крепка этакая бесшабашная вера в то, что человек-де царствует над природой. Подобная «глухота» к ритмам космоса заканчивается печально: она приводит к цепи сбоев в жизненно важных органах и системах. И вдруг, казалось бы, на фоне полного благополучия - инфаркт или инсульт. А у кого-то печень или желудок дают о себе знать. Резервы организма не беспредельны — «выгорает» самое напряженное звено. И вот уже бывший «победитель» природы чувствует себя песчинкой во Вселенной. Его «шатает» от малейших космических возмущений. Теперь все его мысли о сохранении здоровья: врачи, курорты, поиски сильнодействующих лекарств...

Что же делает человека столь самоуверенным разрушителем собственной жизни? Ведь он не рождается таким! А виноваты во всем мы сами и наш технократический век. Мы преподносим ребенку знания так, будто он сторонний наблюдатель, живущий вне природы. Готовим его к грандиозным стройкам, покорению Севера и космоса, к работе на производстве. Но никто не учит младенца слышать природу, чувствовать ее дыхание, соизмерять с ней свои помыслы и дела. Отсюда впоследствии и его пренебрежительное отношение к законам природы, что оборачивается ядовитыми выбросами в атмосферу, кислыми дождями, мертвыми озерами, рукотворными пустыня-ми, навсегда исчезающими видами растений и животных. Эти изменения окружающей среды, в свою очередь, отрицательным ооразом сказываются на биохимических, нейрофизиологических, эндокринных, иммунных и других процессах, еще более «оглушают» человеческий организм, рассогласовывают его внутренние ритмы с биосферными и космическими.

Выход один: вернуть природе ее первозданность. Перейти на безотходные и экологически чистые технологии. И самое, пожалуй, важное — изменить систему воспитания детей. Жизнь в нефизиологически скачущих ритмах городских будней, среди однообразных бетонных коробок, выхлопных газов, химических стоков, в мощных промышленных электромагнитных полях, в шуме и грохоте ускоряет разрыв звеньев, связующих ребенка с природой.

Детям необходимо общение с природой! Их нужно как можно раньше учить чувствовать, слышать, видеть ритмы природы, ее красоту, целесообразность процессов, происходящих в каждой травинке, в каждом листочке.

И мы, взрослые, давайте тоже учиться жить в ладу с природой. Постарайтесь свои повседневные дела, социальные ритмы привести в соответствие с биологическими, а не наоборот. Здесь вам помогут физкультура, режим питания, своевременный отдых. Не допускайте переутомления, переедания, недосыпания. Но гиподинамия, лень, сознательный отказ от творчества, дающего радость,— также враги нашего здоровья. Не ищите покоя, но постарайтесь все свои начинания подчинить ритму природы. В какой-то мере определить свой индивидуальный месячный ритм вам поможет наш прогноз «критических дней».

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика