Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей |
Журнал Здоровье80/1 |
Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела, то наверняка (и справедливо!) встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как правило, очень подвижны, активны—такова их природа, физиологическая закономерность их развития. Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими увлекательными возможностями. Он будет влезать на скамейки и диваны, прыгать с них, протискиваться во все уголки, шлепать по лужам. Особенно большие непоседы—малыши 3—4 лет. Стремление к познанию окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все посмотреть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь. Не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с подвижностью чрезмерной? И. главное. что считать чрезмерным? Конечно, норму здесь определить нелегко: многое зависит от индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. И все же есть дети, которых врачи называют гиперактивными. Они буквально не знают ни минуты покоя, если не бегают, не суетятся сами, то в движении их руки, что-нибудь вертят, расстегивают; в движении голова, то и дело поворачивающаяся туда и сюда; в движении даже рот, ребенок то жует, то язык высунет, то чуть прикусит его. Чрезмерная подвижность—не единственная их особенность. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны. Вот, например, наш маленький пациент—трехлетний Саша. Первое знакомство с ним состоялось несколько необычно. Когда мальчика ввели в кабинет и он увидел врачей в белых халатах, раздался истошный вопль. Саша вырывался из рук родителей, цеплялся за притолоку, раскраснелся и вспотел от крика, и уже ни о каком обследовании не могло быть и речи. Решено было посмотреть его в привычной обстановке, пока же мы только получили от родителей необходимые сведения. Саша, оказывается, беспокоен с первых дней жизни. До года он настолько плохо спал, что мама, папа и бабушка по очереди качали, успокаивали его, давали пустышку, носили на руках. Потом сон постепенно отрегулировался, но появились новые огорчения. Мальчик стал необычайно подвижен. Гулять с ним—сущее мучение. Он не может, как его сверстники, хоть немного спокойно поиграть в песочнице или повозиться со своей машиной: через минуту бросает начатое дело и куда-нибудь бежит. Звать его можно сколько угодно, он не слушается. Сообразительный, как будто не злой, но упрямый... Вот к такому человечку я и отправился с визитом. К приходу постороннего он отнесся с некоторым испугом, все отходил подальше и выжидательно смотрел. Лишь убедившись, что на него не обращают внимания, стал вести себя более свободно. Постепенно уд'алось вступить с ним в разговор. Оказалось, что мальчик читает по слогам, буквы знает с двух лет, хотя родители стараются, чтобы книги меньше попадали в его поле зрения. Производит простые арифметические действия в пределах до г|яти. Несмотря, на необузданность поведения, четко знает, чего делать нельзя. Не трогает, например, стоящую в комнате посуду, телевизор, радиоприемник. Зато уж игрушки разбросаны как попало. С помощью различных отвлекающих способов удалось осмотреть ребенка. Четких признаков органического поражения нервной системы я не обнаружил, но повышенная возбудимость несомненна. Я посоветовал прежде всего запастись терпением, в общении с Сашей всегда сохранять спокойный тон и следить за соблюдением режима дня. Опасаться раннего развития способностей ребенка не стоит: можно давать ему детские книжки, конечно, самые доступные по содержанию и, если ему этого хочется, в виде игры иногда читать с ним. Надо придумывать для него и некоторые другие спокойные занятия—с красками, пластилином, простейшим конструированием, разнообразя их и чередуя с подвижными играми. Максимально важно бывать с ним на свежем воздухе, устраивая длительные прогулки, такие, чтобы Саша даже немного уставал. Пока я выписывал рецепты, в соседней комнате зазвучала музыка. Мальчик внезапно преобразился—застыл на месте, прислушиваясь, потом побежал туда. Теперь родители вспомнили еще одну особенность ребенка—он буквально заслушивается спокойной, мелодичной музыкой, подолгу тихо стоит около приемника и огорчается, когда его выключают..Саша часто просит поставить свои любимые пластинки, которые запоминает по внешнему виду. Он готов их слушать без конца, но родители отказывают ему в этом—такая страсть к музыке пугает их... Я заглянул к Саше, он стоял возле радиоприемника, слегка взмахивая руками, как бы дирижируя, и надо было видеть, с какой самозабвенной сосредоточенностью он это делал! Реакция Саши на музыку заставила меня несколько изменить свои рекомендации. От медикаментозного лечения я решил пока отказаться. Зато посоветовал 2—3 раза в день давать Саше возможность минут по 15—20 послушать свои любимые пластинки. И даже сводить к знакомым, у которых есть фортепиано, и дать возможность самому потрогать клавиши. Повторный осмотр показал, что я не ошибся: хотя Саша не стал идеальным ребенком, но поведение его заметно упорядочилось. Мы описали довольно типичный случай ранней гиперактивности. Для нее характерна чрезмерная подвижность, сочетающаяся с неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью, нарушением концентрации внимания. Такие дети иногда бывают нега-тивистами, подчас агрессивными. Много хлопот доставляют они семье, воспитателям, учителям. И, естественно, у родителей возникают вопросы: отчего все произошло и есть ли в этом доля их вины? Что ожидает ребенка в будущем, отразится ли это на его умственных способностях? Проблема эта уже давно пристально изучается детскими невропатологами и психиатрами. Многое еще остается спорным, однако многое уже ясно. В частности, установлена связь гиперактивности ребенка с неблагоприятно протекавшей беременностью матери: выраженными токсикозами, заболеваниями внутренних органов, нервными стрессами. Жизнь человека начинается не с рождения, а с первого дня внутриутробного существования—в некоторых странах Востока и теперь возраст исчисляют с момента зачатия. В течение девяти месяцев организм ребенка тесно связан с организмом матери, и для него далеко не безразлично, каким был в это время режим ее труда, отдыха и питания. Если в рационе матери не хватает, например, витаминов и аминокислот, его развитие нарушается, причем особенно страдает нервная система. Неблагоприятное действие могут оказать на будущего ребенка принимаемые беременной лекарства, и прежде всего транквилизаторы, снотворные, гормоны. Конечно, это не означает, что во время беременности вообще нельзя принимать никаких лекарств. Ведь будущая мать может заболеть, скажем, ангиной, бронхитом, воспалением легких, когда медикаментозные средства неизбежны и необходимы. Но лечение должно проводиться по назначению и под контролем врача. Доказано, что гиперактивность особенно часто возникает у детей, родители которых—алкоголики. Являясь ядом для нервной системы, алкоголь особенно сильно поражает развивающийся мозг. Даже самые небольшие его дозы пагубны для будущего ребенка. Кроме того, алкоголь способствует проникновению через плаценту различных других ядовитых веществ. Имеются достоверные указания на то, что в возникновении гиперактивности определенную роль играет наследственность. Подробно расспрашивая бабушек и дедушек, нередко удается выяснить, что родители их внуков также в детстве были чрезмерно подвижными, нервными. Наконец, я убежден, что причиной повышенной возбудимости могут стать дефекты воспитания—либо чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека.. Бывает, что ребенка балуют, потакают ему во всем, а потом, убедившись в негодности таких методов, сразу круто меняют свое отношение к нему, и это тоже вызывает болезненную реакцию. Подобные просчеты домашней педагогики тяжело отражаются на каждом ребенке, а если они наслаиваются на повышенную чувствительность нервной системы—тем более. В таких случаях неправильное воспитание может усугубить состояние ребенка, порождать новые невротические реакции. Следует отметить одну характерную особенность гиперактивных детей. Довольно часто у них на первом году жизни интенсивно идет физическое и умственное развитие. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить, говорить. Подчас складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок, от которого можно много ожидать в будущем. Однако уже в дошкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе родители обнаруживают, что по умственному развитию он нисколько не выделяется из среды сверстников и даже отстает от многих. Нередко эти дети испытывают трудности в учебе, а по одному или двум предметам (у младших чаще всего по письму и чтению) ^успеваемость бывает весьма посредственной или даже неудовлетворительной. В то же время у таких детей могут быть выраженные способности к определенному роду деятельности—к музыке, математике, технике, игре в шахматы. Это следует использовать, предоставив ребенку возможность заниматься любимым делом. Не надо пытаться обрывать, подавлять повышенную двигательную активность. Тактика должна быть иной—дать ей целесообразный выход, направить в нужное русло. В режиме дня следует предусмотреть утреннюю зарядку, соответствующие возрасту подвижные игры на воздухе, длительные {до небольшой усталости, как это было назначено Саше) прогулки. Тем, кто плохо спит, желательно совершать их перед сном. Если ребенок школьного возраста хочет посещать спортивную секцию, не надо ему в этом препятствовать. Тем более нет никаких оснований1 освобождать его от уроков физкультуры. Гиперактивные дети обычно плохо приспосабливаются к новой обстановке, новому коллективу. Невротические реакции могут развиться и при поступлении в школу, особенно в тех случаях, когда сразу не возникает контакт с педагогом. Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость, частая отвлекаемость нередко создают таким детям репутацию нарушителей дисциплины. Постоянные упреки и замечания педагога не достигают цели, вызывая своеобразную защитную реакцию: ребенок как бы вживается в амплуа «отрицательного персонажа». Это выражается в нарочитой дурашливости, грубости, агрессивности. Чрезмерно подвижного ученика советуем посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и вообще давать возможность «разрядиться». Например, можно попросить его что-то принести или подать учителю, помочь ему собрать дневники, тетради, вытереть доску и т. д. Это будет незаметно для одноклассников и поможет школьнику высидеть урок, не нарушая дисциплины. Внимательный педагог найдет множество таких приемов. Конечно, не надо воспринимать изложенные здесь советы как универсальный рецепт для всех. Слишком своеобразен ребенок, тем более—нервный ребенок, чтобы к каждому можно было подойти с одной меркой. То, о чем мы рассказали,—лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у невропатолога или психоневролога. И показать ему ребенка не один раз, а советоваться всегда, когда у вас возникнут сомнения и трудности. |
©2009 Saxum.ru – электронная библиотека медицинской литературы |