Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


79/4

Четвертый – шестой месяц вашего ребенка

Питание и развитие

 

 

ПЕДИАТР. Три первых, пожалуй, самых тревожных месяца жизни ребенка миновали. Что теперь больше всего интересует родителей? Судя по вопросам, которые нам задают, по-прежнему на первом месте—кормление. И действительно, от трех месяцев до полугода предстоит много новшеств, и питанию малыша придется уделять больше времени и внимания. Однако нам хотелось бы, чтобы в равной мере вы, мамы и папы, заботились о физическом развитии ребенка, начали понемногу закалять его. Ведь сейчас, на первом году, закладывается фундамент выносливости организма, сопротивляемости заболеваниям.

ПСИХОЛОГ. И фундамент психического здоровья—тоже. Поскольку в раннем детстве развитие ребенка происходит стремительно, каждый, даже небольшой отрезок времени приобретает особенно важное значение, и надо с самого начала не допускать отставания в овладении теми или иными умениями, предупреждать появление вредных привычэк.

Что же должна уметь такая крошка? Постараюсь по ходу беседы, дополняя советы педиатра, ответить на этот вопрос.

ПЕДИАТР. Начнем с питания. Ребенку трех-четырех месяцев уже нужно давать творог. Вы можете брать его в молочной кухне или готовить сами из кефира, полученного там же. Рецепт прост: 200 граммов кефира вылейте в эмалированную кружку, поместите ее в кастрюлю с горячей водой и поставьте на плиту на самый маленький огонь. Как только появится достаточно плотный сгусток, процедите его через марлю—получится примерно две чайные ложки творога, или дневная порция.

Но, конечно, для начала это слишком много. В первый день разотрите с грудным молоком меньше половины чайной ложки и дайте малышу перед кормлением, потом—три четверти ложки, потом—ложку и, наконец, по ложке два раза в день, допустим, на второй завтрак и в полдник.

По-прежнему давайте ребенку соки и фруктовые пюре, но теперь уже побольше: к концу первого полугодия в ежедневном меню должно быть до 50 граммов соков (это количество разделяют на два приема) и 30—50 граммов пюре, его лучше дать утром или днем.

На пятом месяце в одно из утренних кормлений начните давать крутой яичный желток, тоже растертый с грудным молоком,— сначала буквально крошку, потом, постепенно увеличивая порцию, до 1/4 желтка в день.

Яйца—очень ценный для ребенка продукт, но они, к сожалению, иногда вызывают аллергию. Термическая обработка уменьшает аллергизирующее действие, вот почему яйцо надо варить не менее 20 минут! Но даже и при этом условии у малыша могут покраснеть и стать шершавыми щечки или появиться красные пятнышки, сыпь. Тогда от желтка придется пока отказаться.

Начиная с 4,5—5 месяцев ребенку уже недостаточно только одного грудного молока. Недостаточно не в смысле количества, а по составу.

Ребенок интенсивно растет, ему необходимы минеральные соли, а их в грудном да и коровьем молоке мало. Содержатся они преимущественно в продуктах растительного происхождения—в овощах, крупах.

Целесообразнее начинать прикорм с овощного пюре—оно богаче минеральными солями, чем каши, и лучше регулирует работу кишечника.

Овощи можно использовать любые—капусту, морковь, репу, свеклу, картофель. Сварив их до мягкости, дважды протрите через сито или измельчите так, чтобы пюре имело консистенцию сметаны. На 180—200 граммов пюре можно положить 3—5 граммов сливочного масла. Но опять-таки вы сразу не дадите ребенку полную порцию, а начнете с чайной ложки и постепенно, примерно за неделю, одно грудное кормление замените этим новым блюдом.

Всю следующую неделю ребенок будет привыкать к новой пище, а потом так же постепенно приучите его еще к одному блюду— манной каше. Лучше готовить ее не на цельном молоке, а на овощном отваре—пополам с молоком. Вначале каша должна быть бтпроцентной—5 граммов (чайная ложка) крупы на 100 граммов (половина стакана) жидкости, а через две недели ее надо делать погуще (10 граммов крупы).

С 6—7 месяцев манную кашу чередуйте с овсяной, гречневой, рисовой. Эти каши приходится протирать или готовить их из размолотых круп и хорошо разваривать. Разваривайте как следует и манную.

Начав давать ребенку новые блюда, вы сделаете открытие: оказывается, у вашего малыша есть свои вкусы, и не все, что вы даете, ему нравится.

ПСИХОЛОГ. И вот здесь-то как раз потребуются от матери терпение и разумный подход, иначе кормление может стать и для /нее и для ребенка сущей пыткой.

Пюре и кашу надо обязательно давать с ложки, чтобы малыш понемногу привыкал к ^овому способу питания. Взяв ребенка на руки, поднесите ложку к его губам и, ласково разговаривая, побудите открыть ротик. Не надо проявлять настойчивость, нервозность. Насильное кормление—одна из причин плохого аппетита, капризов, даже рвоты во время еды.

ПЕДИАТР. Конечно, с индивидуальными вкусами нельзя не считаться. Если, допустим, вы заметили, что именно репа или свекла делают пюре неприемлемым для ребенка, можно обойтись без них. Но сдавать позиции настолько, чтобы вообще отказаться от набора овощей и готовить, скажем, один картофель, не следует. Предлагайте непо-любившееся блюдо в начале кормления, когда малыш голоден, а затем докармливайте привычной едой. Не захочет сегодня—возобновите попытку через день-два.

Не следует подслащивать пюре, а затем и другие блюда, в которые не принято добавлять сахар: пусть у ребенка развиваются нормальные вкусовые ощущения, пусть привыкает к разнообразной пище. Учтите, что научить его сейчас легче, чем впоследствии переучивать.

Для хорошего усвоения пищи важно, чтобы ребенок сосредоточил на ней свое внимание—в этом случае более активно выделяются пищеварительные соки. Поэтому уже теперь приучайте малыша есть не отвлекаясь. Не показывайте ему во время еды игрушек, не гремите погремушками или связкой ключей, как это делают иные матери. Детей легковозбудимых особенно важно кормить в спокойной обстановке.

Заключая разговор о питании, посоветую несколько удлинить перерывы между кормлениями—теперь можно кормить ребенка через четыре часа—в 6, 10, 14, 18, 22.

Начинать и заканчивать день надо кормлением грудью. Если к вечеру у матери становится мало молока, можно докормить ребенка кефиром.

Идет весна, на улице теплеет, и теперь можно подольше гулять, стараясь, чтобы два, а то и три дневных сна ребенок проводил на воздухе.

Время бодрствования все увеличивается, ваш малыш становится активным; сытый и сухой, он обычно бывает спокойным, много улыбается.

ПСИХОЛОГ. Спокойное, жизнерадостное настроение ребенка не только приятно окружающим, но и полезно для него самого. Малыш рассматривает игрушки, ощупывает их, радуется: развиваются его восприятие и умения.

 С малышом надо обязательно заниматься. При этом всегда имея в виду не только возможности сегодняшнего дня, но и перспективу,— как говорил крупнейший советский психолог Л. С. Выготский, ориентируясь на «зону ближайшего развития». Особое внимание в этом возрасте надо обратить на развитие общения, которое пока строится на эмоциях: вы улыбаетесь ребенку, показываете ему игрушку, ласково и нежно разговариваете с ним, и малыш отвечает улыбкой, радостным оживлением.

Уже в этом возрасте надо готовить почву и для своевременного развития речи: меняя интонацию, повторять за ребенком певучие и гортанные звуки, которые он теперь так часто произносит, называть его по имени, привлекать его внимание к крупным, ярким предметам.

Важно позаботиться о развитии движений рук и так называемых общих движений. К 4 месяцам надо подвешивать игрушку на высоте вытянутых рук ребенка, чтобы он мог ухватиться за нее. К 5 месяцам надо научить его брать и удерживать висящую или протянутую ему игрушку.

Овладение этим умением важно и для развития в дальнейшем разнообразных действий с предметами и для формирования зрительного восприятия. Именно содружество глаза и руки необходимо для того, чтобы ребенок научился более полно воспринимать предметы.

К 6 месяцам он должен научиться брать погремушку, колечко, которые лежат рядом с ним. С этого возраста не надо подвешивать игрушки.

С 4 месяцев ребенок-начинает поворачиваться на бок, с 5—на живот, с 6—с живота на спину, а лежа на животе, делает первые попытки немного проползти.

Если ребенок не активен, мало занимается игрушками, надо побуждать его к этому. Попробуйте вложить игрушку в его ручку, потрясите ею, привлекая внимание. Может быть, его больше заинтересует новая игрушка. Дети очень рано начинают различать цвет и форму предметов и уже в 4—5 месяцев живо реагируют на новизну.

ПЕДИАТР. Родителям следует знать, что к недостаточной активности ребенка надо отнестись настороженно.  Если подобные педагогические меры не помогают и ребенок остается пассивным, надо обязательно посоветоваться с участковым врачом, а по его усмотрению и с невропатологом. Отставание в развитии движений, отсутствие интереса к окружающему может быть симптомом каких-либо расстройств центральной нервной системы.

Обязательно занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте ему массаж—малоподвижным, рыхлым, чересчур упитанным детям он особенно полезен. Такие занятия проводятся за полчаса до еды и продолжаются 5—10 минут.

Пора приступать и к закаливанию. Если по совету участкового врача вы уже начали проводить воздушные ванны и ребенок привык к ним, можно с 3—4 месяцев осторожно приступить к влажным обтираниям. Их делают при обычной комнатной температуре. Температуру воды с 32—33 градусов постепенно снижают до 26—27 градусов. Обтирают ребенка в таком порядке: руки, грудь и живот, спину и в конце процедуры—ноги. Смоченную часть тела сразу же растирают сухим полотенцем. Вся процедура должна занимать не более 5—7 минут.

ПСИХОЛОГ. Еще раз напомню, что все это надо делать так, чтобы ребенку было приятно, чтобы он не морщился и не плакал. Точно так же осторожно и бережно надо купать его, переодевать в сухое белье.

Туалет не только гигиеническая процедура, это и воспитание чистоплотности, аккуратности, самостоятельности. Сначала ребенок привыкает к чистоте благодаря стараниям взрослого. Но постепенно у него самого будет возникать потребность в этом.

Процедуры, которые неприятны, не следует делать перед сном или перед кормлением, так как ребенок, возбудившись, будет плохо спать и есть.

ПЕДИАТР. Как видите, уход за ребенком и его воспитание, физическое и психическое развитие действительно очень тесно связаны. Постарайтесь уделить равное внимание тому и другому!

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика