Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


79/1

Первые три месяца вашего ребенка

 

 

Наши читатели просят нас снова напечатать публиковавшуюся в 1971 году серию статей «Хотите иметь здорового ребенка?», в которых подробно рассказывалось об уходе за детьми первых 12 месяцев жизни. Со времени ее опубликования прошло семь лет. Младенцы, которых тогда растили, пользуясь советами журнала, сели за школьные парты. У многих из них появились младшие братишки и сестренки, и родителям хочется восстановить в памяти уже забытые азы ухода за малышами. За это время повзрослело еще одно поколение, и молодым матерям и отцам надо осваивать эти азы. Но стоит ли перепечатывать уже публиковавшийся материал? Хотя основы ухода за детьми остаются, видимо, в числе вечных истин, появляются и новые воззрения на физическое и психическое развитие ребенка, на его питание, закаливание. В последние годы, в частности, ученые стали придавать гораздо больше значения психологии раннего возраста. Поэтому вместе с научным сотрудником Института педиатрии АМН СССР, кандидатом медицинских наук О. А. Лицевой примет участие в разговоре о малышах до года кандидат психологических наук, научный сотрудник Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР Л. И. Каштан. Их собеседницами станут, безусловно, и многие матери—ведь разговор о том, как создать ребенку оптимальные условия для его развития, ведется с учетом вопросов, которые они нам задают. Итак, слово специалистам. Сегодня обсуждается организация питания и режима дня малыша первых трех месяцев жизни.

 

  

ВРАЧ. Прежде всего поздравляем вас! Новорожденный в доме—это такая радость! Но й множество забот. Постарайтесь распределить эти заботы на всех членов семьи, чтобы они не падали только на материнские плечи.

Если мать будет переутомляться, нервничать, у нее станет меньше молока, а сохранить грудное вскармливание—значит на три четверти решить все проблемы.

В первые месяцы жизни у ребенка происходит интенсивное образование новых клеток, и надо обеспечить рост бесперебойной доставкой «строительного материала».

Без полноценного питания невозможна не только нормальная прибавка веса, невозможно и правильное развитие. Некоторые исследователи отмечают, что у детей, недоедавших в первые месяцы жизни, в последующем бывает снижена память, происходит задержка роста. Конечно, и перекорм вреден—недаром малыш пытается защититься от него срыгиванием.

Лучшая пища для ребенка—молоко матери. Об этом педиатры говорили тогда, когда взамен его можно было предложить только коровье молоко, об этом они говорят и сейчас, когда появилось много хороших и даже отличных сухих смесей.

Отечественная промышленность выпускает специально для детей первого месяца жизни смесь «Малютка», а для более старших—«Малыш»: в магазинах продаются смеси венгерского производства «Линолак» и «Роболакт». Создатели «Линслака» назвали его «гуманизированным» препаратом, так как по своему составу он максимально приближен к женскому молоку. «Роболакт» содержит повышенное Количество белков, он предназначен для детей недоношенных или родившихся с низким весом.

Но при всех достоинствах этих продуктов они не равноценны материнскому молоку. И главным образом потому, что не обеспечивают противоинфекци-онной защиты ребенка. Ведь можно воспроизвести довольно точно состав женского молока, можно обогатить сухую смесь минеральными веществами, витаминами, можно приготовить ее по такой технологии, которая гарантирует хорошую усвояемость. Но защитные антитела, содержащиеся в материнском молоке, ни из какого другого источника получить невозможно,—только из теплой и нежной материнской груди!

Так что настойчиво советуем бороться за сохранение грудного молока. С техникой кормления вас, конечно, познакомили в родильном доме. Напомним, что первые капли молока надо сцедить, что ребенку надо вложить в ротик сосок и околососковый. кружок, иначе он наглотается воздуха и может срыгнуть, даже если не съел лишнего.

В первое время после выписки из родильного дома лучше всего сохранить режим кормлений, который соблюдался там; прикладывать ребенка к груди семь раз в день с интервалами в 3 часа: в 6, 9, 12, 15,18, 21, 24 часа, Через две-три недели интервалы можно несколько увеличить и кормить 6 раз: в 6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30.

Время кормления—это как бы ось, вокруг которой строится весь режим дня.

ПСИХОЛОГ. О режиме надо поговорить особо, это очень важный момент. Будет режим—будет покой в доме! Размеренный распорядок благотворно влияет на нервную систему малыша, создает у него ощущение комфорта И он меньше плачет, лучше спит.

ВРАЧ. Несомненно, ритм необходим малышу. Но в последнее время мы, педиатры, стали больше склоняться к гибкости .режима: иными словами—мы советуем строить его с учетом индивидуальных       особенностей

 Есть, например, дети, у которых еще мало силенок, чтобы -активно сосать. Они быстро устают и засыпают прежде.чем насытятся. А потом не выдерживают положенного интервала и уже через два-два с половиной часа настойчивым криком заявляют о том, что проголодались. В таких случаях лучше пойти на временную уступку, а затем, когда малыш окрепнет, постепенно удлиняя интервалы между кормлениями, вернуться к общепринятому расписанию.

Шестичасовой ночной перерыв в принципе необходим. Но слабым детям иногда приходится вводить ненадолго дополнительное ночное кормление. Потом, постепенно увеличивая перерыв, следует сместить кормление ближе к рассвету и затем вовсе от него отказаться,

ПСИХОЛОГ. Учитывать индивидуальные особенности, разумеется, необходимо. Но при возможных вариантах соблюдение режима все же остается незыблемым правилом. И потому дополню, что если в первые недели жизни в распорядке дня чередуются только кормления и сон, то примерно со второго месяца уже появляются промежутки бодрствования, и надо их правильно организовать. Ведь бодрствование—это как раз то время, когда ребенок познает мир, насыщается впечатлениями, необходимыми для психического развития.

Задача родителей—в первые 2—3 месяца научить малыша слышать и видеть. Это не значит, что новорожденный слеп и глух: он реагирует на свет и звуки. Но надо развивать у него зрительное и слуховое сосредоточение, то есть умение прислушиваться к звукам и рассматривать предмет,-

Покормив малыша, разверните его, наклонитесь к нему и ласково поговорите с ним. Кстати, лицо взрослого становится первым объектом, который ребенок зрительно выделяет из окружающего и узнает.

С конца первого месяца у ребенка надо развивать умение следить за перемещающимися предметами: медленно двигая игрушку в горизонтальном направлении, старайтесь «вести» за ней взор ребенка: Сначала игрушка будет ускользать из его поля зрения, но вскоре он начнет провожать ее взглядом.

С начала второго месяца полезно на время бодрствования подвесить над кроваткой ребенка яркий шарик или крупную погремушку. Она должна висеть на уровне груди, на высоте 70—80 сантиметров.

Научившись следить за движущимся предметом, младенец начинает останавливать взор и на неподвижном—формируется так называемое зрительное сосредоточение: ребенок как бы замирает, задерживаются все его движения, взор сосредоточен на предмете или на лице взрослого.

Появляется способность к слуховому сосредоточению: ребёнок подолгу всматривается в лицо матери и прислушивается к ее голосу, а это очень полезно для развития слухового и зрительного восприятия.

ВРАЧ. И для общего развития ребенка. Ведь в раннем возрасте «духовное» и «телесное», психическое и физическое очень тесно связаны. Так что хотя ваш младенец—существо пока бессловесное, вам надо с ним разговаривать. А возможностей для такого контакта у вас будет много.

Раз 10—15 в день, а то и больше придется малыша переодевать—мокрым его оставлять нельзя. Каждое утро обязателен туалет—личико умывайте кипяченой водой, носовые ходы удобно очистить смоченным в такой же воде марлевым жгутиком.

Между кормлениями надо давать ребенку с ложечки или из бутылочки по нескольку глотков кипяченой воды. Врач, вероятно, назначит малышу витамин D или рыбий жир. Так что уход за ним, как видите, включает множество «операций», которые вы, конечно, не будете проделывать молча...

ПСИХОЛОГ. Да, даже такому крохотному ребенку необходимы тепло и ласка. А потому не только мать, но и все, кто ухаживает за ребенком, должны быть мягкими, тзпокойными. И выполнять все процедуры надо осторожно, внимательно. Ведь буквально с первых дней у ребенка начинает складываться определенное отношение к процедурам ухода. Если, например, малыша одевали, причиняя ему неприятные ощущения резкими движениями, или купали в слишком горячей воде, вскоре вы обнаружите, что он «не любит» одеваться, «не хочет» купаться. Он плачет всякий раз, когда его опускают в ванночку или начинают завертывать в одеяло, хотя теперь одевают его осторожно и вода не слишком горячая.

ВРАЧ. Самая подходящая температура для купания—36—37 градусов. А обливать ребенка надо водой на градус ниже. Сразу же после обливания заверните его в простынку и, не раскрывая, прежде всего вытрите головку, потом насухо «промокните» все тело. Осмотрите шейные, подмышечные, паховые складки и, во избежание опрелостей, смажьте их детским кремом или присыпьте детской присыпкой. Плотно заворачивать ребенка не надо—предоставьте ему свободу движений. Это способствует лучшему физическому развитию.

ПСИХОЛОГ. И психическому тоже. Очень важное значение имеет, например, развитие у младенца ощущений прикосновения, так называемых тактильных ощущений. В первые месяцы жизни, если малыша правильно одевают, он делает много непроизвольных, хаотических движений ручками, ножками, прикасаясь к одежде, кроватке, собственному телу, и это способствует развитию тактильной чувствительности. Поэтому важно на время бодрствования оставлять руки ребенка открытыми.

ВРАЧ. Но, конечно, время от времени проверяйте, теплые ли они? Все-таки у маленького ребенка терморегуляция еще несовершенна. И тренировать его приспособительные механизмы надо постепенно.

О закаливании, как о таковом, пока говорить рано. Но ведь и перепеленывая ребенка, купая его, вы уже в какой-то мере приучаете его к сменам температуры. Со второго месяца надо начать делать ему массаж, и опять-таки ребенок какое-то время остается легко" одетым. Примерно с этого же срока надо ненадолго выкладывать его на животик—в таком положении, кстати, хорошо отходят газы и этим простым приемом можно успокоить плачущего малыша.

ПСИХОЛОГ. Лежа на животе, ребенок лучше видит то, что его окружает, а это важно для его умственного развития. К трем месяцам малыш должен научиться хорошо лежать на животике, опираясь на предплечья.

Трехмесячный младенец уже может некоторое время занимать себя. Он подолгу рассматривает подвешенную над кроваткой игрушку и, случайно подтолкнув ее ручками, прислушивается к ее звучанию, а лежа на животе, с интересом следит за происходящим вокруг. Его взор переходит с предмета на предмет, и малыш спокойно провожает вас взглядом, чтобы потом радостной улыбкой и общим оживлением приветствовать ваше возвращение.

ВРАЧ. Может быть, некоторые родители скажут: а у нас нет такой идиллии. Наш ребенок много плачет, беспокойно спит, ему как будто чего-то не хватает. Что ж, и так бывает! Есть дети спокойные, способные примириться и с мокрыми пеленками, и с жестким швом на распашонке, и с небольшой болью в животе. А есть возбудимые, бурно протестующие против малейшего неудобства или дискомфорта. В такой повышенной реактивности, возможно, сказываются последствия не вполне благополучных родов.

Ребенок может плакать потому, что мать недокармливает или перекармливает его; наконец, он может быть нездоров. Во всем этом поможет разобраться участковый педиатр. И мы очень советуем почаще обращаться к нему: ведь это друг и помощник на многие годы!

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика