Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


78/5

Дозорные малых рек

 

 

Э. ЧУГУНОВА

 

 

Почти все воспитанники московской школы-интерната № 28 за годы учения становятся энтузиастами туризма. Еще в начальных классах ребята начинают путешествовать по родному Подмосковью, изучая его растительный и животный мир. И все впервые для этих юных горожан: и молочно-белый туман над рассветной рекой, и кружевная тень деревьев, что в ясные тихие ночи ложится на брезент палатки, и солнечные брызги на росистой траве, по которой так и хочется пробежать босиком.

Походы учат наблюдательности, развивают эстетический вкус, расширяют кругозор. Но не только в этом их великая ценность. Они становятся уроками патриотизма, гражданственности, любви к Родине.

Воспитанники интерната прошли немало километров по дорогим для нас ленинским местам, по героическим партизанским тропам.

Настал момент, когда иными глазами стали они смотреть и на природу,, когда захотелось им быть не только благодарными созерцателями красоты, но и ее активными, деятельными защитниками.

Ребята с готовностью приняли предложение бывшего заместителя директора по воспитательной работе Ирины Леонидовны Берман (теперь она работает во Дворце пионеров и школьников Бауманского района) помочь в обнаружении источников загрязнения подмосковных рек. Руководители интерната связались с Московско-Окским бассейновым управлением по использованию и охране водных ресурсов. К чести управления, от детской помощи не только не отказались, но и постарались сделать все, чтобы работа эта не превратилась в игру, а стала настоящим, серьезным делом.

Педагоги прошли необходимый инструктаж и обучили ребят. Воспитанникам выдали удостоверения общественных инспекторов, снабдили их несложным снаряжением. Так впервые появились на берегах Сходни, Горетовки, Клязьмы юные инспектора — воспитанники интерната.

Реки вели ребят за собой... Повинуясь их прихотливому течению, шли школьники по заливным лугам и песчаным отмелям, пробирались через колючий кустарник, оступались на болотных кочках,- карабкались на отвесные склоны.

Никакие трудности маршрута не были препятствием для путешественников, но враз останавливались они, завидев впадающий в реку ручеек или сток. Любой, без исключения. Тут же появлялась на свет стеклянная банка, обвязанная веревкой (универсальное приспособление, с помощью которого можно установить прозрачность воды), вырывались цветные листочки из книжки с индикаторной бумагой: покраснеет в воде такой листок, значит, есть в ней кислоты, станет синим—щелочи. Ну, а мусор, щепа, нефтепродукты видны невооруженным глазом...

Обнаружив сточные воды, надо было доискаться, откуда они, узнать, кто виноват,_ постараться побеседовать с нерадивым хозяйственником.

Учитель географии Н. И. Зимина рассказывает, как встречали первое время школьников:

— Когда мы появлялись в усадьбе колхоза или совхоза, на заводском дворе, то поначалу на нас не обращали внимания: дескать, дети, что они понимают! Но когда ребята предъявляли свои полномочия в правлении, в кабинете директора или главного инженера,—тон сразу менялся. Одни руководители принимали наши обвинения, серьезно докладывали о своих трудностях, обещали принять меры; другие пытались оправдаться, взвалить вину на соседей, надеясь, что толком мы в ситуации не разберемся.

Директор Наро-Фоминского мясокомбината, например, все доказывал, что грязный сток берет свое начало не на территории комбината, а где-то в другом месте. Но мы, хоть это было и нелегко, трижды прошли вдоль ручья и убедились: нет, именно отсюда течет мутная, загрязненная мазутом вода! Так и написали в своем донесении.

С той весны, когда в интернате начались походы под девизом «Рекам—чистую воду!», прошло пять лет. Десятки малых рек Подмосковья обследовали за это время школьники. Сотни донесений получило от них бассейновое управление. Многие послужили основанием для мер, пресекающих безответственное, бесхозяйственное отношение к водным богатствам.

Есть заслуга ребят в том, что ускорено строительство очистных сооружений на шерстепрядильной фабрике «Пролетарий», должным образом оборудована площадка для хранения удобрений в совхозе «Дружба».

...Легли на миллиметровку четкие схемы обследованных участков, оформлены дневники, отосланы донесения. И целый мир остается в сердце подростка. Река, что повсюду была рядом с ним, то вольная, искрящаяся солнцем, то мутно-серая, с трудом одолевающая свой путь; теплые березовые стволы, оставляющие на ладонях белый след; тихий шелест векового дуба, под которым скрывались от дождя...

Не забыть им заросших травой оврагов под Тарутином, которые и не овраги вовсе, а траншеи, оставшиеся со времен нашествия наполеоновской армии. И крутого берега Нары, где в братских могилах покоятся те, кто защищал Москву в декабре 1941 года.

Где еще довелось бы услышать ребятам звонкое, озорное имя деревни—Перекликаль? Откуда оно—это слово? Стада ли разбрелись по лугам, эхом ли отозвались голоса косарей или зазвенели бубенцы ямщицкой тройки... Протва, Лихоборка, Истья—словно сама древняя Русь окликает путников старинными названиями сел и рек.

Кудесна! Так зовется речушка, впадающая в Осетр. Видно, полная волшебной прелести предстала она взору того человека, что окрестил ее. И можно ли не встревожиться, если нынче вода в реке черного цвета, с резким, неприятным запахом оттого, что сливает в нее недостаточно очищенные стоки биохимический завод. И ребята не просто тревожатся, они действуют.

Так в общественно важном деле, в собственных раздумьях и решениях выковывается нравственная зрелость, чувство ответственности за все, что происходит вокруг,

И, наполняясь живым смыслом, навсегда входит в их сердца статья 67 Конституции СССР: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства».

Можно верить, что тот, кто в юные годы приобщился к борьбе за охрану природы, уже никогда не станет ее недругом. Не случайно, наверное, питомцы школы-интерната № 28 ежегодно получают призовые места в соревнованиях по туристскому быту.

Даже опытному, придирчивому глазу инструктора по туризму нелегко определить места их бывших стоянок. Словно не ватага ребят, шумных и непоседливых, отдыхала здесь после нелегкого марша, а останавливался один человек, бережливый и осторожный. Ни клочка бумаги, ни банки, ни огрызка; не заметишь сломанной ветки, сорванных, полуувядших цветов, свежих проплешин от костра.

— Знаете,—объясняла мне пятиклассница,—на месте .выгоревшей травы новая вырастет лишь через несколько лет.

Я не знала...

Остается добавить, что школа-интернат № 28 не обычная, а специальная: для детей с нарушениями речи. Дети эти, как правило, нервны, физически ослаблены, замкнуты. Туризм становится для них особым благом: общение с природой способствует закаливанию, укреплению здоровья. А встречи с незнакомыми людьми, серьезные беседы и споры—как помогают они воспитывать в ребятах чувство уверенности в себе, самостоятельность, общительность!

И теперь трудно даже сказать, что считать во всем этом деле главным выигрышем—укрепление ли здоровья ребят, реальные успехи в очистке рек или те нравственные уроки, которые выносят они из своих походов.

А может быть, главное то, что движение «Рекам—чистую воду!» давно уже переросло рамки школы-интерната № 28. На защиту подмосковных рек встали общественные инспектора—школьники Бауманского, Перовского и других районов столицы; клич московских школьников подхватили ребята других городов и сел.

Не только в Подмосковье, но и во многих краях страны вышли в этом году в дозор юные защитники рек, озер, прудов. Если встретитесь с ними—помогайте им. Доброе дело делают ребята!

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика