Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


77/9

Свободное время. Как его использовать?

 

 

Ц. Л. УСИЩЕВА, кандидат медицинских наук

 

 

Боюсь, что многие школьники старших классов и их родители, взглянув на заголовок, скажут: вторая часть вопроса отпадает, поскольку свободного времени нет и взять его негде.

Действительно, современные школьники—люди загруженные, и рабочий день у них подчас бывает длиннее, чем у взрослых. За последние годы учебная программа существенно изменилась не только по объему материала— она направлена на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер.

Требования к учащимся, несомненно, возросли. Но ведь и дети в современных условиях стали иными—они получают широкую и разнообразную информацию по радио, телевидению, читают газеты, журналы. Это, конечно, очень помогает в учебе.

Но как бы ни были развиты и информированны ребята, без систематической и достаточно напряженной работы над учебным материалом хорошо успевать невозможно. К сожалению, не все школьники это понимают. И, может быть, именно в силу более широкой общей осведомленности иногда начинают думать, что школьную премудрость удастся освоить легко, с ходу, что незачем особенно стараться.

Если при массовых обследованиях, проводившихся 15—20 лет назад, ученики, нерегулярно выполняющие задания, выявлялись, начиная с 4—5-го классов, то обследование больших групп школьников, проведенное в последние годы, показало, что уже в третьем классе около та процентов детей готовят уроки не всегда и не по всем предметам. В последующих классах число таких школьников увеличивается до 25—30 процентов. Правда, в 8—10-х классах, когда большая часть ребят начинает уже сознательнее относиться к учебе, число их снова сокращается, но все равно остается значительным.

Как видим, у многих школьников уже с младших классов формируется привычка заниматься нерегулярно. Преподаватели часто видят такую картину: сидя на уроке. географии, ученик решает (а чаще списывает у товарища) задачи по алгебре, на уроке алгебры просматривает материал по литературе, а на уроке литературы листает учебник физики.

Время как будто сэкономлено. В действительности же оно самым неразумным образом растрачено. Ведь результат этой бурной деятельности в конечном итоге таков: не усвоен, упущен материал по одним предметам (когда присутствовал на уроке, но не слушал), и плохо, поверхностно выполнены задания по другим. Значит, чтобы дома разобраться и усвоить весь учебный материал, прорабатывавшийся в этот день в классе, придется потратить гораздо больше времени. А если такой день не исключение, если их было много, пробелы в знаниях растут, как снежный ком, и раньше или позже становятся неизбежными дополнительные занятия, недосыпание, переутомление.

Когда говоришь обо всем этом с ребятами, они подчас выдвигают такой аргумент: если готовить все уроки, придется сидеть до ночи.

Действительно, многие и сидят допоздна за книгами. Но дело в том, что между этим «сидением» и сосредоточенными занятиями не всегда можно поставить знак равенства. И мешают этому причины, которые можно объединить общим термином—неорганизованность.

Известно, что в разные часы дня уровень работоспособности человека бывает разным. Большинство людей наиболее продуктивно работают в утренние часы. К середине дня происходит некоторый спад работоспособности, примерно к 16 часам—новый ее подъем, а затем после 18 часов—резкое понижение. Не ясно ли, что для учебных занятий надо использовать часы, характеризующиеся высоким уровнем работоспособности? Тогда и результат будет лучше и времени на выполнение заданий уйдет меньше.

 

Нельзя приступать к приготовлению уроков сразу после прихода из школы, нельзя и откладывать работу на вечер. Лучшее время старшеклассникам садиться за уроки—16 часов. А до этого надо пообедать, немного погулять, помочь родителям в домашних делах.

Тем, кто учится во вторую смену, лучше всего готовить уроки с 8.30—9 часов. Тогда останется время на обед и отдых перед занятиями в школе.

Многие школьники, начиная заниматься, включают радио, магнитофон, даже телевизор. Как бы ни старались они убедить самих себя и родителей, что это не мешает, поверьте, работа в таких условиях менее продуктивна. Особенно отвлекают радио и телевизор: волей-неволей дети прислушиваются к тому, что говорят, поглядывают на экран.

Есть ребята, которые при первом же затруднении, например, в решении задачи вместо того, чтобы хорошо подумать и разобраться, спешат обратиться за помощью к товарищу—сбегать к нему или позвонить по телефону. Консультация, как правило, не бывает короткой и выливается в продолжительную беседу, отнимающую у обоих много времени.

А взять такое простое дело, как подготовка рабочего места. Мало ли драгоценных минут уходит на поиски запропастившейся куда-то линейки, тетрадки, нужной книги?

Неумение работать, буквально пожирая время школьников, не дает им возможности отдыхать. Как показало изучение режима дня ребят, примерно половина из них бывает на воздухе лишь по дороге в школу, в магазин. Но и у остальных прогулки весьма ограниченны—у восьмиклассников в среднем около часа, у десятиклассников и того меньше—'40 минут.

Значительно больше, до 2-—3 часов в день, уделяется чтению и просмотру телепередач. Против чтения трудно возразить. Телепередачи, конечно, тоже приносят какие-то знания, доставляют удовольствие. Но, на наш взгляд, они дают меньше, чей общение с живой природой, людьми, книгой. Кроме того, долгое сидение у телеэкрана повышает и без того немалую нагрузку на зрение, продлевает статическое напряжение мышечной системы.

Мы не хотим сказать, что на телевизор надо наложить запрет. Но смотреть передачи советуем не чаще чем два-три раза в неделю, заранее знакомясь с программой и отбирая наиболее интересное.

Печально, что от класса к классу уменьшается число школьников, занимающихся спортом, музыкой, посещающих различные кружки. Среди десятиклассников московских школ лишь около 8 процентов занимаются спортом, 10 процентов— музыкой и всего 6 процентов— в различных кружках.

Объяснение, казалось бы, напрашивается само собой—некогда! Но почему же тогда в Эстонии 25—30 процентов десятиклассников находят время для подобных занятий? Ведь программа везде одинакова, и успеваемость там не ниже.

Дело, видимо, в хорошей организации учебного процесса, во внимании, уделяемом внеклассной работе среди старшеклассников. Есть, наверное, и другие причины, но для нас сейчас важен факт: можно, значит, и найти свободное время и посвятить его интересным, увлекательным делам!

Между прочим, многие ребята, которые охотно жалуются на перегрузку, подчас не могут вспомнить, куда у них ушел день, чем они были заняты. Таким плохим ценителям времени можно посоветовать хотя бы в течение нескольких дней провести хронометраж с часами в руках: проследить и записать, чем занимался с утра (как только встал) и до вечера (пока лег спать). Так легче будет обнаружить «утечку» времени, дисциплинировать себя.

Давно установлена зависимость между работоспособностью и организацией отдыха. Доказано и то, что лучший отдых—это переключение с одного вида деятельности на другой, чередование физического и умственного труда. Мы советуем школьникам учесть это!

Обязательно надо заниматься физкультурой, подвижными спортивными играми на-свежем воздухе. Неплохо в свободный час физически поработать дома. Не только девочки, но и мальчики (драят же палубу матросы!) могут вымыть полы, окна, потрудиться на огороде, а иногда и повозиться у плиты, приготовить что-нибудь вкусное. Разве правильно, что 15—17-летние ребята в лучшем случае могут разогреть обед, приготовленный мамой?

Хорошим переключением становятся и занятия по интересам—в области ли искусства, литературы, техники, прикладного творчества—всего не перечтешь! И это, конечно, не просто переключение, отдых, но и один из путей гармонического развития, одна из возможностей стать интересным, содержательным человеком. Именно в школьные годы, когда память еще так цепка, впечатления так ярки, возможности развития безграничны. И надо работать над собой, дорожа временем, не растрачивая его впустую!

Опрос большой группы старшеклассников показал, что ребята, которые соблюдают правильный режим и занимаются сосредоточенно, затрачивают на приготовление Домашних заданий в среднем три часа в день. Так что свободное время у них остается. Где они его берут, вам уже ясно. Регулярное выполнение домашних заданий и умение организовать свой труд—главные резервы времени школьника, его главная возможность избавиться от .тягостного цейтнота.

Ребята наверняка скажут, что уже сто раз слышали об этом. Но хоть раз они пробовали по-настоящему взяться за выполнение этих простых правил? Если возьмутся—убедятся в их магической силе.

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика