Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


76/8

Мозговой инсульт. Упражнения при инсульте

 

 

Г. Р. ТКАЧЕВА, кандидат медицинских наук

 

 

Наиболее частым клиническим проявлением мозгового инсульта является односторонний паралич руки и ноги. Вследствие повышения тонуса мышц в определенных мышечных группах они принимают вынужденное положение: рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, кисть согнута, пальцы сжаты в кулак, нога выпрямлена, стопа несколько повернута кнутри. Если в раннем периоде болезни не проводятся определенные лечебные мероприятия, то в дальнейшем эта поза зафиксируется; возникнет ограничение подвижности в суставах—разовьются контрактуры парализованных конечностей, что затруднит восстановление нарушенных движений.

Как предупредить или ослабить развитие контрактур? Прежде всего необходимо правильно укладывать больного в постели, своевременно начинать массаж и движения. Все это требует настойчивости и терпения. Чем раньше начата тренировка, тем скорее восстанавливаются утраченные функции. И пока больной не может сам двигать парализованной рукой и ногой, надо помогать ему это делать.

На третий—восьмой день после инсульта, если позволяет общее состояние больного и состояние сердечнососудистой системы, важно правильно уложить парализованную руку и ногу—начать лечение положением и проводить его в течение всего периода постельного режима.

Когда больной лежит на спине, к кровати со стороны парализованной руки ставят табуретку и на нее кладут большую подушку, угол которой должен находиться под плечевым суставом. Руку разгибают в локтевом суставе, на кисть с ладонной поверхности с разведенными и выпрямленными пальцами накладывают лонгетку, вырезанную из фанеры в форме кисти и доходящую до середины предплечья. Ее обертывают ватой и бинтом, а затем другим бинтом прибинтовывают к кисти и предплечью.

 

Разогнутую руку поворачивают ладонью вверх, отводят в сторону йод углом в 90 градусов и укладывают! на подушку таким образом, чтобы плечевой сустав и вся рука были на одном уровне в горизонтальной плоскости. Это предупреждает развитие болей в плечевом суставе. Между рукой и грудной клеткой помещают валик из марли и ваты. Чтобы сохранить руке приданное положение, на нее кладут мешочек. с песком весом в полкилограмма.

Парализованную ногу сгибают в коленном суставе на 15—20 градусов, под колено подкладывают валик из ваты и марли. Стопу сгибают под углом в 90 градусов и удерживают в таком положении при помощи деревянного ящика, в который больной упирается подошвой. А сам ящик, обтянутый стеганым ватником, привязывают к спинке кровати. Еще более удобен специальный футляр без верха. Его можно сделать из фанеры и обить внутри ватой и марлей.

Таким образом, в положении на спине парализованные рука и нога находятся преимущественно в разогнутом положении (фото 1). А когда больной лежит на здоровом боку, парализованным конечностям придают другое положение. Руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и подкладывают под нее подушку, ногу—в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и тоже кладут на подушку (фото 2).

 

Поворачивать больного со спины на бок и наоборот и укладывать в рекомендованных нами положениях следует через каждые 11/2—2 часа. Во время еды, лечебной гимнастики и массажа, а также Послеобеденного отдыха и ночного сна руке иноге специального положения придавать не надо.

Примерно через 1—2 недели после инсульта, если позволяет состояние больного, можно начинать массаж и пассивную гимнастику. Во время массажа спастичные мышцы (сгибатели руки и разгибатели ноги) только поглаживают, медленно и легко (фото 3). Неспастичные мышцы (разгибатели руки и сгибатели ноги), кроме поглаживания, несильно растирают и неглубоко разминают, но в более быстром темпе.

 

Приемам массажа родственники больного могут научиться у специалиста по массажу или у физиотерапевта. Массаж делают утром или в другое время дня по 10—30 минут.

Пассивные движения стимулируют появление активных движений, уменьшают спастичность мышц, предупреждают образование контрактур и улучшают лимфо- и кровообращение. Эти движения следует начинать с крупных суставов, постепенно переходя к более мелким. На руке суставы разрабатывают в такой последовательности: плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы пальцев. На ноге—тазобедренный, коленный, голеностопный, суставы пальцев. Каждое движение должно быть проделано изолированно. Для этого одной рукой фиксируют конечность больного над упражняемым суставом, а другой рукой, расположенной ниже сустава, производят движение. Вот, например, как держат руку при пассивных движениях в локтевом суставе (фото 4).

 

Пассивное движение следует совершать по возможности в полном объеме, медленно и плавно. В первый раз в каждом суставе делают по 5 движений, а за 5—7 дней постепенно доводят их число до 10. Пока больной находится в постели, пассивные движения проводят два раза в день: один раз утром вместе с массажем, а второй раз—по окончании послеобеденного отдыха. В раннем периоде болезни пассивные движения начинают со здоровой руки и ноги, а затем переходят к парализованным. Такая тренировка способствует более быстрому восстановлению движений, поскольку оба полушария головного мозга участвуют в восстановлении нарушенных функций.

 

Очень важно с самого начала обучить больных вдыхать через нос и медленно выдыхать, не задерживая дыхания, через чуть приоткрытые губы, произнося звук «ж-ж-ж». Удлиненный выдох способствует расслаблению мышц во время пассивных и активных движений.

При выполнении пассивных движений больному предлагается обязательно расслаблять мышцы пораженных конечностей. Этому помогает также и медленное прокатывание его ладони или стопы на скалке (фото 5).

Восстановлению движений больше всего способствует активная гимнастика. Начинают ее на 2—3-й неделе после инсульта. Два раза в день по 10—30 минут больной, лежа на спине или здоровом боку, совершает возможные для него движения пораженной рукой и ногой (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение). Чтобы ему было легче это делать, руку или ногу подвешивают на полотенце (фото 6). Во время занятия лечебной гимнастикой необходимо делать 2—4 перерыва по 2—4 минуты.

 

Очень полезны для восстановления движений кисти и пальцев упражнения с кубиками, пирамидками, волчками, лепка из пластилина, застегивание и расстегивание пуговиц (фото 7), завязывание и развязывание тесемок. Они существенно увеличивают объем активных движений.

 

Для увеличения мышечной силы проводят упражнения с сопротивлением; резинку для чулок сшивают в виде кольца и надевают на здоровую и больную руки или на здоровую и больную ноги. Перемещая резиновое кольцо, можно последовательно, медленно и плавно упражнять все мышечные группы (фото 8). Тренируя мышцы руки, не следует увлекаться удобным в обращении маленьким мячом. Его сжимание увеличивает тонус мышц сгибателей кисти и пальцев, который и так повышен.

Если врач разрешил больному садиться, родственники вначале приподнимают его в постели под углом 30 градусов и удерживают 3—5 минут. В течение трех дней желательно придать ему вертикальное положение, а время сидения довести до 15 минут. До упражнения и после считают пульс. Если он участился на 10—15 ударов в минуту, это закономерно. Если участился больше, надо более постепенно переводить больного в вертикальное положение—не за три, а за 5—6 дней и время каждой тренировки уменьшить до 4-г-8-минут.

 

Следующий этап—научить сидеть со спущенными с постели ногами. Под спину для устойчивости подкладывают подушку, больную руку подвешивают на косынке, а здоровую ногу время от времени кладут на больную. Так же усаживают больного на стул (фото 9).

Обучение ходьбе начинается еще в постели. Больной лежит на спине, ухаживающий за ним встает у его ног, обхватывает их руками около щиколоток, попеременно сгибает и разгибает в коленном и тазобедренном суставах, имитируя ходьбу, стопы ног скользят по кровати (фото 10). Со временем эти движения больной выполняет без посторонней помощи.

Как только позволит общее состояние, больному разрешают вставать с кровати на 1—2 минуты, удерживаясь обеими руками за ее спинку. Когда он научится устойчиво стоять на обеих ногах, можно попеременно стоять по 2—3 минуты то на здоровой, то на больной. Через 5—6 дней, все еще держась за спинку кровати, надо начинать шагать на месте, стараясь равномерно распределять вес тела на больную и здоровую ноги.

После того как больной научится хорошо выполнять эти подготовительные упражнения, можно переходить к обучению ходьбе. Вначале это делают один, а потом и несколько раз в день. Ухаживающий поддерживает больного спереди и сзади за кожаный пояс, которым он подпоясан; больная рука подвешена на косынке (фото 11).

Когда больной перестанет нуждаться в посторонней помощи, ему дают трех-опорный костыль, и он начинает ходить с ним. Для правильной постановки ноги необходима дорожка со следами стоп. Для этого можно использовать кусок обоев. По нему проходит здоровый человек, обводя каждую стопу карандашом. Больной должен затем попасть в следы здорового.

И здесь необходимо следить за осанкой и равномерным распределением веса тела на больную и здоровую ноги. Парализованную ногу надо поднимать выше, чтобы она не цепляла носком пол. Для обучения этому на дорожку со следами стоп на стороне больной ноги можно поставить деревянные дощечки высотой в 5 сантиметров (фото 12), а впоследствии довести их высоту до 15. Трехрпорный костыль потом заменяют палкой.. Костыль и палку надо подбирать по росту, чтобы при опоре на них больное плечо не поднималось выше здорового.

Как только больной начинает сам передвигаться, чтобы стопа не отвисала, следует носить ботинки со шнурками, фиксирующими голеностопный сустав.

Не забудьте научить больного самообслуживанию. Вначале с посторонней помощью, а затем по возможности самостоятельно он должен одеваться, умываться, вытирать руки, пользоваться ложкой и вилкой.

Все, о чем мы рассказали, можно делать только после разрешения лечащего врача и под его регулярным контролем.

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика