Вся библиотека >>>

Содержание >>>

 

 

Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей

Журнал Здоровье


78/11

Школа плавания для младенцев

 

 

Если малыш хорошо справился с предыдущими упражнениями, нормально прибавляет в весе, не болеет и врач детской поликлиники разрешает ему продолжать обучение плаванию, мы переводим его во второй класс.

Программа занятий теперь несколько усложняется; продолжительность пребывания ребенка в ванне постепенно увеличивается на 5—10 минут, температуру воды следует также постепенно снизить с 34 до 32 градусов (каждые два-три дня на половину градуса).

Срок обучения, во втором классе—около   двух  месяцев (40—50 занятий); значит, если ваш ребенок начал заниматься в 3 недели, второклассником он будет примерно до трех с половиной—четырех месяцев.

Программа второго класса обширна. Сегодня расскажем о том, как строить уроки в первую половину обучения.

Перед занятием в ванне сделайте ребенку легкий массаж и проведите с Ним несколько гимнастических упражнений на пеленальном столе. Это так называемое сухое плавание преследует лишь одну цель: подготовить ребенка к освоению плавательных упражнений. Оно ни в коей мере не заменяет профилактического массажа и гимнастики, которые участковые педиатры назначают детям.

Массаж маленького пловца—это, как обычно, поглаживания и растирания тела от периферии к центру, легкие разминания мышц. Вначале поглаживайте и растирайте стопы ребенка, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область шеи, спины, груди и живота. В той же последовательности проводятся легкие, поверхностные разминания мышц. Продолжительность массажа—3—4 минуты; к концу месяца ее увеличивают до 5, еще через две-три недели—до 7 минут.

Закончив массаж, дайте ребенку 1—2 минуты отдохнуть и начинайте гимнастику. В основе своей она воспроизводит те упражнения, которые предстоит проделать в воде.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

ИП—ребенок лежит на спине, ноги вытянуты. Ладони учителя обхватывают сзади и снизу область голеностопных суставов, оттягивая носки.

Попеременно подымайте и опускайте ноги ребенка вверх-вниз (рисунок 1), сохраняя расстояние между стопами 10—12 сантиметров (движения ног, как при плавании кролем). После 15—20 движений каждой ногой

дайте ребенку полминуты отдохнуть и повторите это упражнение на первом уроке еще 2 раза, а на следующих—3—4 и так до 8 раз, с перерывами по полминуты.

Попеременно сгибайте и разгибайте ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах («велосипед»). Количество движений то же, что и в первом упражнении.

Третье упражнение—имитация движений ног при плавании брассом, или «лягушка» (рисунок 2). Одновременно сгибайте обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем разводите колени в стороны и быстро выпрямляйте ноги, возвращая в ИП. Непрерывно проделав 8—10 движений, дайте ребенку минуту отдохнуть и повторите снова 4—8 раз за урок.

Те же движения ногами, что и в положении на спине, выполняются из ИП лежа на груди (голова ребенка повернута вправо или влево, ноги от середины бедра—за пределами стола).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК

ИП—ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Стоя позади ребенка, возьмите его за кисти и попеременно поднимайте прямые руки на 45—50 градусов и опускайте. Проделайте 10 движений каждой рукой сначала за 20 (быстро) и потом за 30 (медленно) секунд. Повторите с минутными перерывами 3—5 раз.

ИП—то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его руки к груди, сгибая в локтевом и лучезапястном суставах, и возвращайте в ИП (рисунок 3). Движения рук попеременные, по 10 каждой рукой.

ИП—ребенок лежит на спине, руки вытянуты в стороны (рисунок 4). Держа за кисти, производите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте руки вверх и возвращайте в ИП (имитация второй половины движения рук при плавании брассом на спине). Проделайте 8—10 движений с перерывами в 2 секунды, повторите 2—3 раза с минутными перерывами.

ИП—ребенок лежит на груди, обе руки вытянуты вперед, ладонями вниз, причем до середины предплечья—за пределами стола. Держа ребенка за кисти, попеременно двигайте прямые руки вниз-вверх с размахом в 40—50 градусов. Сделайте подряд по 25—30 движений, 4—8 раз за урок с перерывами для отдыха по одной минуте.

ИП—то же. Разводите руки в стороны, сгибайте в локтевых суставах и возвращайте в ИП. Проделайте беспрерывно по 8—10 движений, 3—6 раз за урок, с перерывами по минуте.

ИП—то же. Попеременно слегка приподнимайте руки, затем, сгибая их в локтевых суставах, подтягивайте к груди и возвращайте в ИП (рисунок 5). Проделайте беспрерывно 15—20 движений, 3—6 раз за урок с перерывами по минуте.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

ИП—ребенок лежит на спине. Поддерживая прямые ноги за голени, поднимайте их под прямым, а через 2—3 занятия—под острым углом по отношению к туловищу. Проделайте подряд 6—8 движений, 2—4 раза за одно занятие, с перерывами по минуте.

ИП—то же, руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Учитель берет ребенка за верхние половины бедер и осторожно поворачивает его на грудь, а затем обратно—на спину, то вправо, то влево (рисунок 6). Проделайте 8-^10 раз, с паузами в 4—5 секунд.

ИП—то же, руки ребенка вытянуты за голову. Стоя сбоку, возьмите ребенка одной рукой за обе кисти, другой, поддерживая голову и верхнюю часть спины, слегка приподымайте его и возвращайте в ИП. Повторите 6—10 раз с паузами в 4—5 секунд.

Два последних упражнения разрешаются не ранее чем с трехмесячного возраста.

ИП—то же, руки согнуты и лежат на груди. Стоя позади и держа ребенка за предплечья, разводите выпрямленные руки в стороны и слегка вверх, а затем возвращайте в ЙП. Проделайте подряд 6—8 движений с перерывами по минуте 3—6 раз за урок.

ИП—ребенок лежит на груди, руки вдоль туловища, голова повернута набок. Стоя у ног ребенка, придерживайте левой рукой область тазобедренных суставов, а правой слегка приподнимайте голову и туловище, тут же возвращая их в ИП (рисунок 7). Повторите 6—10 раз, с паузами в 3—5 секунд.

А теперь дайте отдохнуть малышу 1—2 минуты—и в воду!

Для дальнейших занятий ребенку понадобятся «чепчик русалки» и «ожерелье русалки». Эти простые приспособления, помогающие держаться на воде, вам придется смастерить самим. Чепчик представляет собой полотняную шапочку с завязками под подбородком, окаймленную по бокам и на лбу валиком из какого-либо труднопотопляемого материала. Можно использовать пенопласт, нарезанный кубиками примерно 4x4x4 сантиметра, или нанизанные на нитку крупные пробки, или даже длинный воздушный ' шарик. Его надо сначала вложить в матерчатый чехол, а потом надуть, но не до отказа.

Сзади шапочку можно сделать на шнуровке, расслабляя ее по мере роста ребенка. Такой чепчик понадобится при плавании на спине. «Ожерелье русалки» —это такой же валик, обшитый полотном и укрепляемый вокруг шеи ребенка. «Ожерелье» поддерживает голову ребенка при плавании на груди.

Запаситесь и «поясом Нептуна»—маленькой надувной подушкой, укрепляемой на нижней части спины (рисунок 8). Такой пояс поможет поддерживать ребенка в горизонтальном положении при плавании на груди, когда он станет немного постарше.

УПРАЖНЕНИЯ В ВОДЕ

Вам будет удобнее делать « используя несколько новых способов поддержки. Так же, как и в первом классе, рекомендуем до занятий в ванне овладеть ими «на суше».

ПОДДЕРЖКА «КОВШОМ». Ребенок лежит на груди. Учитель кладет свою правую ладонь с растопыренными пальцами на всю область его грудной клетки, предплечьем учитель поддерживает подбородок ребенка. «Ковшом» удобно поддерживать ребенка при проводках на груди.

ПОДДЕРЖКА «ОБХВАТОМ СЗАДИ». Учитель двумя руками обхватывает ребенка под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на области лопаток, а остальные на груди.

ПОДДЕРЖКА «ЛИЦОМ К ЛИЦУ». Учитель обхватывает ребенка под мышками двумя руками; большие пальцы—на ключицах, а остальные—на спине.

Основные упражнения первого месяца занятий по программе второго класса—проводки и скольжения. В положении на спине старайтесь поддерживать только голову ребенка и не всей рукой, а двумя-тремя пальцами. Если малыш хорошо удерживается в горизонтальном положении, попытайтесь на 2—3 секунды оставить его без поддержки. Постепенно увеличивайте время самостоятельного плавания ребенка, доводя его до 5—7—10 и больше секунд. Проводки на спине чередуйте с проводками на груди, поддерживая ребенка одной рукой («дугой», «ковшом»).

Скольжения (см. «Первый класс») проводятся в двух вариантах: на спине и на груди.

СКОЛЬЖЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ НА СПИНЕ: выполнив 2—3 проводки в обычном темпе, учитель после поворота от борта ванны ускоряет проводку и, толкнув пятки ребенка, на несколько секунд отнимает руку. Ребенок по инерции самостоятельно продвинется на какое-то расстояние (до одного метра) по поверхности воды. У противоположного края ванны учитель подхватывает малыша, не дав ему прикоснуться головой к борту.

СКОЛЬЖЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ НА ГРУДИ: проводится с поддержкой ребенка «ожерельем русалки» и рукой учителя.

 Скольжение ребенка во многом зависит от умело и ловко сделанного толчка. Обязательное условие—предварительное ускорение проводки.

Проводки со скольжением чередуются с короткими погружениями под воду. Продолжительность последних не увеличивается, но можно погружать ребенка глубже, так, чтобы голова полностью скрывалась под водой.

Снова предостережем родителей от частых ошибок: не слишком увлекайтесь погружениями! Подготовку к нырянию начинайте только из вертикального положения! Лишь после того, как этот прием хорошо освоен, можно переходить к погружениям во время проводки на груди. Если малыш неохотно выполняет такие упражнения, начинает капризничать, заглатывает воду, погружение следует на несколько уроков вовсе прекратить. Повторная неудача опять потребует перерыва, и так до тех пор, пока ребенок, наконец, не станет с удовольствием выполнять погружения под воду.

В течение всего урока, от первой до последней минуты, надо следить, чтобы ребенок не устал, не переохладился. Если его движения стали вялыми, на тельце появилась «гусиная кожа», немедленно прекратите занятия!

Само собой разумеется, что уроки необходимо прервать, если у малыша появился насморк, кишечное расстройство или другое заболевание. Возобновить занятия можно с разрешения врача, но температура воды должна быть не такой, как в последний раз, а на градус выше, продолжительность занятий на 5 минут меньше.

Добавим, кстати, что заниматься лучше всего в одно и то же время, спустя час-полтора после кормления ребенка.

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика