Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Резервы здоровья наших детей


Никитин Б.П., Никитина Л.А.

 

Часть 1. МЫ И НАШИ ДЕТИ

 

Без лекарств

 

Б.П.: Напомню, что, избавившись от простудных заболеваний, мы избавились

примерно от 90 процентов всех детских болезней. Осталось лишь 10 процентов, в

основном грипп и детские инфекционные болезни. Их наши ребята обычно

переносят легко - без лекарств и лечебных процедур, иногда и без повышения

температуры. Высокая температура держится день-два, мы ее не стараемся

искусственно сбить ни аспирином, ни другими лекарствами, потому что считаем,

что организм должен сам бороться с болезнью, от этого иммунные силы его

растут. Так и выходит: болезнь протекает бурно, остро, выздоровление

наступает быстро и, как правило, без всяких неприятных последствий и

осложнений - мы это заметили уже у первых малышей и совершенно отказались не

только от самодеятельного пичканья детей лекарствами, но даже и врачей просим

не выписывать их, особенно антибиотиков, - все равно мы их не даем.

 

Л.А.: Как-то Антон, отыскивая анальгин (попросил дедушка), устроил "ревизию"

в нашей аптечке - вывалил все ее небогатое содержимое на стол, начал копаться

в пестрых пакетиках и коробочках и вдруг... расхохотался:

 

- Мам, да ты посмотри - у нас тут все лекарства десятилетней давности!

 

Я даже не поверила. Но он мне показывал одно лекарство за другим: срок

годности истекал в 1966, 1967, 1968 годах. А шел уже 1977-й! Я припомнила:

тогда года полтора жила у нас бабушка Валя, которая часто прихварывала, вот и

остался от нее в наследство весь этот лекарственный "запас".

 

Так, значит, совсем не лечим? Нет, лечим: постель, малиновое варенье, чай с

лимоном, мокрая повязка на лоб, горячее молоко с медом, если хочется есть,

что-нибудь любимое, нет аппетита - насильно ничего не даем... Что еще? А

еще... сказки или какие-нибудь веселые истории, которые мы читаем или

рассказываем больному по очереди.

 

Иногда ребятишки шутят: "Поболеть бы, немножко: все за тобой ухаживают,

книжки читают, варенье дают - хорошо!"

 

Ну, конечно, бывают случаи и сложные, когда не до сказок, не до шуток. Я уже

рассказывала о том, как болела пневмонией Любаша. Перенесла операцию по

поводу аппендицита девятилетняя Юля. С подозрением на дизентерию пролежал в

больнице двухлетний Алеша. Особенно горько было нам, когда во второй раз в

больницу, уже школьницей, попала Люба - снова пневмония. И опять вина тут

была моя, а вернее моя постоянная сверхзанятость (матери так нельзя!): не

выдержала ее в постели, не вылечила до конца грипп, а повторно заболеть

пневмонией оказалось куда проще.

 

Подведем некоторые итоги. Из семерых детей за 18 лет побывали в стационаре

лишь трое, всего четыре раза. Вызываем мы врача на дом и обращаемся в

поликлинику по поводу болезней всех семерых до семи-восьми раз в году, хотя

по существующим статистическим "нормам" наша семья должна бы беспокоить

врачей только из-за детских болезней до ста раз в году. А у нас были годы,

когда совсем не было необходимости обращаться к врачу.

 

Однажды из-за этого даже конфуз получился. Пошла я записывать кого-то из

младших на прием к зубному врачу. Прихожу в поликлинику, иду в

регистратуру...

 

- Мы здесь детей не обслуживаем, идите к детскому врачу, - сердито сказали

мне из окошечка.

 

- А где он принимает?

 

- Да вы что, не знаете, где у нас детская консультация? - удивилась

регистраторша. - Приезжие, что ли?

 

Мне было и неловко и смешно. Больница вот уже два года как была размещена в

новом здании, а я попала сюда только первый раз. К этому можно еще добавить,

что бюллетенила я из-за детей в течение 17-18 лет всего шесть-семь раз, хотя

годовым отпуском после рождения ребенка ни разу не пользовалась, то есть

выходила на работу сразу по окончании декретного отпуска, когда малышу

исполнялось не больше трех месяцев. Мне не страшно было: ребятишки росли

здоровыми, и мы с отцом могли спокойно работать и справляться со всеми своими

многочисленными обязанностями.

 

Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?

 

Л.А.: Вполне возможно, что, увидев в оглавлении такой вопрос, вы откроете

нашу книгу как раз на этой странице - слишком уж это больная проблема для

многих родителей: как закалить ребенка, подверженного простудам, уже

привыкшего к постоянному перекутыванию?

 

Раньше в ответ на подобный вопрос мы только руками разводили: "Нет у нас

такого опыта, не имели мы дела с изнеженными детьми, поэтому не можем

предложить методики их закаливания. Мы представляем, как не доводить ребенка

до такого состояния, но как вывести из него, не знаем". Мы говорили и видели

такие разочарованные лица, такие огорченные глаза, что.... не выдерживали

этих взглядов и пытались хоть как-то подбодрить - ничего, мол, не

отчаивайтесь! - и даже пробовали давать какие-то не очень вразумительные

советы.

 

Со временем мы почувствовали, что уходить от этого вопроса нельзя, что надо

собрать все, что мы знаем, что наблюдали, что сами испытали, и рассказать об

этом.

 

Это не инструкция, не методика (мы не специалисты, чтобы их давать), это

опыт. Мы будем рады, если он хоть немного вам поможет.

 

Самое трудное - преодолеть собственную свою боязнь и приобрести какую-то долю

уверенности в том, что ваши усилия обязательно приведут к успеху. Некоторым в

таких случаях помогает психологическая подготовка: какое-то время надо отдать

на чтение, размышление, на обсуждение с близкими (чтобы не было раздоров и

разногласий!), как перестроить общий уклад жизни. Это неизбежно, ибо одними

закаливающими процедурами, не изменяя условий жизни ребенка, едва ли можно

добиться значительных сдвигов.

 

Если вы, допустим, начнете водные обтирания и обливания, но при этом на

прогулку будете своего сына снаряжать по-прежнему как на Северный полюс, а

дома будете опять бояться лишний раз открывать форточку и не снимете с него

колготок и теплых рубашек, то толку от такого "закаливания" не будет.

 

Опыт подсказывает, что не довеском, не добавкой должно быть закаливание, а

изменением всего образа жизни, приближением его к более спартанскому, не

изнеживающему, а закаливающему как бы само собой - в этом, по-нашему, должна

состоять ваша конечная цель.

 

С чего можно здесь начать? Нужно, например, отказаться от высказываний типа:

"Не подходи к двери - простудишься", "Не пей холодную воду - горлышко

заболит", "Мороженое тебе нельзя - кашлять будешь", то есть вообще отказаться

от упоминаний болезней при ребенке - не пугать его ими, не предполагать, что

они у него обязательно будут. Хорошо бы дальше научиться говорить вместо:

"Оденься теплее! Повяжи шарф! Надень еще одни теплые носки..." - хотя бы так

(как бы советуясь с ребенком, предоставляя ему право решать самому): "Ну, что

мы сегодня наденем? На улице морозец, но несильный, симпатичный такой мороз.

Стоит или не стоит еще носочки надеть?" Если малышу захочется надеть поменьше

одежек, похвалите его - это уже победа.

 

Легче всего начинать с освобождения от одежды в комнате. Причем начинать не

ребенку, а... самим взрослым. По собственному опыту знаем, что давление на

малыша ни к чему хорошему привести не может, если он сам не будет стремиться

к тому же, чего хочется и его родителям. Вся задача поэтому, на наш взгляд, и

сводится к тому, чтобы возбудить у самого ребенка желание полегче одеться,

снять одну из двух рубашек, надеть носки вместо колготок, а потом и ступить

на пол босичком. Может быть, первым покажет пример отец (а мама его похвалит)

или мать (тогда папа порадуется за нее) . Главное, чтобы было понятно, что

это хорошо. Но к самому малышу не следует при этом приставать с упреками,

мол: "Что же ты, смотри, какой папа молодец, а ты..." Зато первую же его

попытку: "А я тоже хочу..." - встретить одобрением: "Молодец, ты совсем как

папа!"

 

То же самое можно проделать и с водными процедурами: во время купания сначала

не ребенка обливать прохладной водой, а кому-нибудь из взрослых самому

облиться: "Эх, хорошо, приятная водичка!" А у малыша спросить: "Хочешь?" Не

захочет - отложить раз-другой, а захочет, то облить его действительно

приятной (не слишком холодной!) водой да похвалить его при этом. А потом

растереть досуха, приговаривая что-нибудь веселое, вроде:

 

                Отчего течет вода

                С этого младенца?

                Он недавно из пруда -

                Дайте полотенце!

 

А в следующий раз пусть малыш сам определит, какой водой его облить: потеплей

или похолодней... как папа? Эта маленькая хитрость, как правило, действует

безотказно: малышу очень хочется быть "как папа, как мама". Значит, нам самим

- ничего не поделаешь! - надо становиться все лучше, а заодно бодрее и

веселее. Радость и смех малыша, его "Еще, еще!" - вот ключ к успеху и

гарантия того, что все идет нормально.

 

Ну а если вдруг снова насморк? Встретьте его без уныния и паники, даже, если

сможете, с шуткой:

 

- Это из тебя, наверное, распоследние простудинки вытряхиваются - пусть, не

страшно.

 

Очень важно внушить ребенку (и себе) уверенность в том, что он очень

здоровый, крепкий и никакая хворь ему не страшна.

 

Б.Л.: Вот еще одно важное наблюдение: переход к новому укладу жизни не должен

быть слишком резким и "волевым": необходима известная постепенность,

зависящая в основном от настроения и успехов самого ребенка. Но и затягивать

этот переход не надо. Видимо, месяц-полтора, не больше двух - самый

подходящий для этого срок. За это время организм может уже в основном

приспособиться к новым условиям - это одно. А другое вот что: ребенок не

может долго на чем-то сосредоточиваться, а здесь надо воздействовать на его

психику, настроить его на иное восприятие жизни. Это следует делать

насыщенно, в темпе. Лучше всего воспользоваться для этого летним отпуском и

дачными условиями, когда можно пустить в ход сразу три закаливающих фактора:

солнце, воздух, воду. И не забыть еще одно, чрезвычайно важное - движение,

движение, движение: не лежать, а ходить, не ходить, а бегать, не

перешагивать, а перепрыгивать, не сидеть в гамаке, а... лазить по

какому-нибудь развесистому дереву... - обо всем этом мы расскажем в следующей

главе, а пока придется остановиться еще на одном вопросе, с которого обычно

начинают, когда говорят о здоровье, а мы, наоборот, отодвинули его на самый

конец.     

 

Следующая глава >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика