Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 3/97

Народная медицина в фокусе психологической антропологии

 

Лечить больного а не болезнь

 

Такой мощный акцент на психотерапию в народной медицине объясняется концепцией происхождения болезней, существенной ролью межличностных отношений в ней.

Это совершенно не означает, что в лечении всех болезней и травм основную роль играет внушение, а причиной считается несоответствие характеров. Нет, если человек сломал руку, то ему оказывается соответствующая помощь, а когда он случайно ранен стрелой на охоте, то ему залечат рану по всем правилам народной медицины и т.д.

Но целый ряд болезней характеризуется достаточно длительной дисфункцией организма в целом, основных систем его жизнеобеспечения. При этом проявляются такие симптомы, как общая слабость, повышенное сердцебиение. Что это за болезни, как они соотносятся с известными нам и как конкретно с ними борются в традиционном общество?

Конечно, это могут быть простуда, воспаление легких, различные кардиологические патологии, дисфункции печени, почек. Естественно, у различных народов в зависимости от их исторического пути, условий жизнедеятельности и уровня социального развития сложились различные подходы к пониманию природы болезни.

Они включают в себя широкий спектр: от простых ответов в магической интерпретации — злой дух вселился (в случае аллергии) — до построения общих концепций происхождения заболеваний.

Обратимся к одному из объяснений причин заболевания, распространенному на севере Африки (исследование Дж.М. Тейтельбаума «Социальное восприятие болезней в некоторых тунисских деревнях»). Целый комплекс заболеваний внутренних органов объясняется наличием «слабой», или «плохой», крови.

В результате чего появляется «плохая кровь»?

От отрицательных эмоций, от того, что человек много страдает, часто впадает в гнев. От частых сильных проявлений злости кровь двигается очень быстро, «кипит» и образуется «плохая», или «черная», кровь, которая приводит к головной боли, заболеваниям сердца или других частей тела.

А причиной частого гнева, проявления враждебности считается бедность, нарушен-ность межличностных связей, неумеренная ревность и т.д.

Таким образом, первопричину болезней, например, сельские жители Туниса видят в нарушении нормального функционирования человека как члена общности, в невозможности полноценного общения человека с человеком.

За последние 20—30 лет «народная концепция» болезни была органично дополнена данными о роли кровяного давления, заимствованными у современной медицины. Традиция связывать заболевания с жидкостью (кровью, лимфой — гуморальная теория болезней) восходит к Аристотелю и Авве-роэссу. Учение последнего пользовалось большим влиянием в Северной Африке.

Значительная роль при этом отводится патологии в общении. Интересно, что такое же объяснение болезней (еще раз подчеркнем, далеко не всех) мы находим у выдающегося психолога А. Маслоу, который называет их метапатологиями.

Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. По этой причине они уже не могут испытывать положительные эмоции по отношению к себе подобным, лишены возможности нормального общения и удовлетворения. Их удел — ненависть, враждебность, злорадство и т.д.

«Это люди, которые не являются тем, кто они есть, это люди, которые открыли себе всевозможные пути защиты против того, чтобы быть человеком», — пишет А.Маслоу. Несомненно, это может быть причиной целого букета психосоматических заболеваний: язва желудка, кардионевроз и т.д.

Такого же мнения придерживаются и наши народные целители, например Ф.Д.Конюхова из Могилевской области. На вопрос, отчего больше всего болеют и страдают люди, она ответила: «От плохих мыслей... Злоба и ненависть, как и сделки с совестью, — я уверена, — источник многих болезней».

Итак, в традиционных обществах существенная роль в происхождении болезней отводится неблагоприятным психологическим, поведенческим стереотипам. В частности, значительное внимание уделяется эмоциональному аспекту поведения людей. Исходя из такого понимания причин болезней, используется комплекс мер, тормозящих, нейтрализующих нежелательные психологические черты (враждебность, агрессивность и др.).

Формирование и упорядочивание эмоционального строя в определенных социальных рамках происходит в установленном возрасте, а в дальнейшем поддерживается системой традиций и норм в течение индивидуальной жизни. Это осуществляется различными способами в зависимости от культурной традиции.

Например, в индейском племени Мехинаку (Центральная Америка) эмоции упорядочивают путем изоляции человека, с помощью уединенных периодов жизни. Так, с 10 лет в течение длительного периода дети имеют редкие контакты с людьми, отвыкают от игр, приучаются говорить тихо, сдерживать эмоции.

А взрослые члены этой общности регулярно участвуют в различного рода ритуалах, способствующих большей сплоченности общности, нейтрализации деструктивных эмоциональных импульсов, тем самым улучшая психологический климат в этнокультурной системе.

Народная медицина принимает самое активное участие в этом процессе. Способы ухода за ребенком, особенности отношения к нему родителей, его вхождения в социальный мир взрослых в условиях различных культур — это стало темой интереснейших исследований (психологической антропологии), составивших более чем полувековую эпоху.

Изучавшееся исследователями влияние на более поздние периоды жизни человека того, что было привито ему в детстве (в возрасте 1—2 и более лет) традиционным обществом, оказалось весьма актуальным для современного индустриального общества: некоторые из положений и выводов нашли свое отражение в современной педиатрии, детской психологии.

 

Следующая глава >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика