Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 3/97

Народная медицина в фокусе психологической антропологии

 

Андрей Велик

 

Врачевание души и тела

 

Обычно наибольшее удивление вызывают археологические свидетельства о древности такой сложной операции, как трепанация черепа. Череп со следами операции, произведенной 12 тысяч лет назад, был обнаружен, например, в эпипалеолитическом могильнике Тафоральт (в Северной Африке). Трепанация была обнаружена на черепе в мезолитическом могильнике Васильевка III (на Украине) и т.д.

В XIX в. операция трепанации черепа была широко распространена среди различных племен Африки, Полинезии. Можно, конечно, усомниться в целесообразности столь сложной операции для лечения целого ряда заболеваний, в том числе головной боли. Но нельзя не отметить высокое искусство народных целителей, совершавших, и, как правило, удачно, без последующих нагноений трепанацию при помощи примитивных, на наш взгляд, инструментов.

 

Необычные и сложные операции, связанные с половой жизнью и регуляцией рождаемости, описывает Н. Миклухо-Маклай (например, удаление матки, введение инородных предметов в детородный член). Классической иллюстрацией возможностей народной медицины в области хирургии стало описание (английским миссионером) операции кесарева сечения, произведенной в африканском (Уганда) племени в 1878 г.

Так, двадцатилетняя роженица, трудно разрешавшаяся от бремени, была одурманена банановым вином, и тем же вином «акушер» вымыл руки и омыл операционное поле. Взяв нож, он одним ударом рассек брюшную стенку и стенку матки, вскрыл околоплодный пузырь. Кровотечение было остановлено раскаленным железом. По отхождении вод акушер извлек плод, перевязал и перерезал пуповину, удалил послед, края сшил нитками, наложил на рану повязку. На 11-й день наступило выздоровление.

Но очевидно достатойно признания само значение народной медицины в традиционном обществе. Фундаментальное значение народной медицины состоит в комплексном воздействии на целостность (единство души и тела человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти), и не только, когда он болен, но и когда здоров. Дело в том, что народная медицина есть органическая часть жизни этнокультурной общности, активно участвующая в охране здоровья, связанная с системой ценностей и религиозных верований данного общества.

Важнейшее значение придается в ней разнообразным (распространенным у того или иного народа) личным гигиеническим приемам, а также санитарным нормам. Естественно и то, что санитарные нормы и правила личной гигиены разнообразны в связи с различными условиями (экологией) жизни, традициями народа. Значительную роль играют гигиена и санитария и в народной педиатрии: это и. особенности кормления, пеленания, мытья ребенка, его закаливания и т.д.

Важно подчеркнуть, что нормы гигиены и санитарии обязательны для всех членов этнокультурной общности. Как правило, они освящены религиозной идеологической системой, закреплены в традициях, верованиях, ритуалах. И от выполнения их нередко зависит выживание того или иного народа, племени и т.д.

Можно сказать, что главнейшая особенность народной медицины — целостный сплав различных уровней ее воздействия на больного: лекарственных средств, физиотерапии, мышечных движений (когда это возможно), а также воздействие музыкой, танцами. Как правило, средства народной медицины объединяла в целостную систему та или иная форма психотерапии — групповой или индивидуальной. Благодаря многовековому отбору форм и приемов проведения психотерапия стала той областью, в которой народные целители добились высоких результатов.

По признанию Г. Райта, одного из зарубежных ученых, психоанализ лишь заново открыл и изложил в новых понятиях тот подход к лечению болезней, который восходит к первым дням человечества. Знахари первобытных племен всегда пользовались средствами психоанализа, часто с искусством, которое и теперь поражает даже наиболее маститых ученых.

Наряду с тем, что психотерапия в конкретном процессе лечения довольно часто выступает интегративной силой, в рамках народной медицины она выполняет и ряд других существенных функций. Назовем две важнейшие из них.

Псхотерапевтические приемы направлены не только на лечение больных людей. Они прежде всего используются в ритуалах, охватывающих всех взрослых членов общности. Тем самым осуществляется и профилактика заболеваний невротического характера, предупреждение возможных патологических отклонений в поведении.

Другая фундаментальная функция психотерапии, используемая в форме ритуала, — целенаправленное формирование тех или иных индивидуальных черт характера в соответствии с потребностями общества, его идеологией, экономикой, экологическими условиями.

Замечательный психотерапевтический эффект основывался во многом на вере в целителя, на доверии к нему. Народные целители пользуются большим авторитетом среди своих соплеменников, нередко они являются представителями религиозного культа, составляя специфический социальный слой (в развивающихся странах).

Народные целители выступают хранителями знаний, накопленных за многие века в традиционной культуре. В середине 80-х годов в Шри-Ланке, например, действовали 100 тысяч народных целителей. А в нигерийских городах Лагос и Ибадан в середине 70-х годов их было соответственно 15168 (на 665 тысяч жителей) и 14304 (на 627 тысяч жителей).

По-видимому, далее нет нужды доказывать, что народные целители представляют собой социальную группу, выполняющую в обществе важную культурную функцию.

 

Следующая глава >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика