Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Журнал «Твоё здоровье»


Издательство Знание 1/96

Народные суеверия в народной медицине и знахарстве

 

Еще более сильнодействующей, чем менструальная кровь, считается в народных суевериях кровь умерших насильственной смертью, особенно казненных.

Имеющим таинственную силу считается вообще все, что имеет касательство к таким лицам. Плиний, например (№ 9 XXVIII, 1, 2), говорит: «Еще сейчас существуют сочинения Демокрита, согласно которым в одних случаях более помогает кость от головы преступника, в других кость друга или гостя... Антей из черепа повешенного делал пилюли против укусов бешеной собаки».

«Кровь казненных преступников, выпитая теплой, помогает страдающим падучею болезнью» (Buck «Schwaben», с. 44). О том же свидетельствует Lammert («Bayem», 271). G.F. Most в «Die sympathetischen Mittel und Kurmethoden» (Росток, 1842 г., с. 150) рассказывает, что некто, чтобы вылечиться от своей болезни, выпил теплой еще крови казненного, но упал мертвым, пробежав сто шагов.

Strackerjan (1, 83 и ел.) сообщает: «Если выпить крови казненного, то это помогает против эпилепсии и (Ovel-gonne) лихорадки. По возможности ее надо пить теплой, а затем бегать столько, сколько можешь (Wildeshausen)».

О подобных же суевериях в Дании и Швеции см. у Feilberg («Urquell» III, 4). Известный сочинитель сказок, Г.Х.Ан-дерсен, описывает в своей автобиографии казнь, которую он видел в 1823 г. в Скельскере: «Я видел бедного больного, которого суеверные родители заставили выпить кубок с кровью казненного, считая это хорошим средством против эпилепсии; после этого они бросились со всех ног бежать с ним, пока он не упал».

Также, по поверью, которого держатся трансильванские саксы, кровь повешенного помогает при падучей (см. «Urquell», 1893, 99).

«6 июня 1755 г. некто Зейбих, в пьяном виде... убивший человека, был обезглавлен в Дрездене... Перед казнью два старших подмастерья портновского цеха в Дрездене обратились к премьер-министру, графу Генриху фон Брюль с просьбою позволить их товарищу Иоганну Видеманну, страдающему эпилепсией, выпить... для исцеления... кровь казненного. Протокол свидетельначальства учреждения позволение пойти в день казни (одного мясника) в Троген (в Аппенцелле) и испробовать гжасное средство. Нужно было выпить три глотка теплой крови, призывая имена св. Троицы. Женщина уже стояла на эшафоте, когда припадок болезни помешал исполнению ее плана» («Aargauer Nachrichten» от июля 26 1862 г. Rochholz I, с.40).

О значении крови преступников Кпоор собрал еще данные для Померании в «Blatter fur Pommersche Volkskunde» I (Stettin, 1893 г., c.62—64). Относительно Померании U Jahn (№ 522) сообщает следующее. «Полезное действие крови преступников: когда казнят преступника, надо пропитать тряпку его кровью. Булочники и пивовары должны окунать такую тряпку в тесто и пиво, купцы и трактирщики — в начатые бочки с водкой, тогда сильно возрастет число их клиентов; владельцы лошадей должны натереть ею своих лошадей, тогда они станут гладкими и блестящими. Однако кровь преступника имеет силу только до третьего колена (общераспространенное поверье)».

Вот в общих чертах содержание известного в Штольпе сказания «Der Sun-denfinger»: «Один купец в Штольпе спрятал в бочке со спиртом палец казненного. Вследствие этого у него была масса покупателей, и его дело процветало. Слуга донес на своего хозяина. Его строго наказали и отняли палец. После того, как купец отбыл свое наказание, ему уже больше не везло; покупателей не было» (Urds-Brunnen VI, 1888-1889 гг., с.76 и ел.).

Относительно Пруссии у Frischbier читаем на с.24: «В семьях палачей хранят, как волшебное средство, кровь преступника»; на с.106: «Палец преступника или его кровь приносит счастье в дом и в дело (Денгофштедт). Если положить такой палец в конюшню, то это полезно для лошадей (Эрмланд)».

Как видно из отчета о процессе колдуний в Кенице в 1623 г. («Preussische Provinzial-Blatter» II, с. 133 и ел.), источником счастья считались не только пальцы и другие члены повешенных преступников, но также цепи и гвозди от виселицы, способствующие пивоварению и продаже пива, помогающие ремесленнику, делающие лошадей неутомимыми и т.д. (Сравни также Tettau u. Temme, c.265. Mannhardt на с.49 говорит:

 «Некоторые (палачи и живодеры) сохраняют, как волшебное средство, кровь преступника».

Торреп сообщает (с. 107) о мазурах: «Кровь казненных приносит счастье, и чтобы добыть ее, часто ездят за несколько миль (Нейденбург). Ибо как при казнях стекается масса людей (по крайней мере, так было при прежних публичных казнях), так стекаются покупатели к собравшим кровь казненных (Вилленберг)».

После казни Андрея Гофера в 1810 г. несколько солдат, и между ними будущий директор венских тюрем в 50-х годах Мюллер, сговорились достать часть его тела, так как они смотрели на это как на амулет. Но их поймали и наказали (Сообщение проф. Т. Wolf в Вене).

В «Voss. Zeitung» от 26 августа 1892 г., в № 397 сообщается: «Шанхай, 15 июля (Ostas. Lloyd). В Фульгау в начале месяца был казнен морской разбойник. После того как у преступника была отрублена голова, палач своим мечом вскрыл тело казненного, вырвал из него печень и разделил ее по кускам между своими помощниками. Печень лиц, отправленных на тот свет мечом палача, считается радикальным лекарством от различных болезней, между прочим от чахотки».

 

Следующая страница >>>

 

©2009 Saxum.ruэлектронная библиотека медицинской литературы
Яндекс.Метрика